В Витебске открылась персональная выставка Романа Заслонова

Прекрасные дамы Романа Заслонова в Витебске

Вчера в Витебске открылась персональная выставка Романа Заслонова
Вчера в Витебске открылась персональная выставка французского белоруса или, если хотите, белорусского парижанина Романа Заслонова, который родился, вырос и стал художником в Минске, а славу свою нашел в столице мирового искусства. В 1997 году он получил первую премию престижного Осеннего салона в Париже и мгновенно завоевал признание в Европе.


Вернисаж ждали. Не каждый день в провинцию приезжает художник с мировым именем. А фамилия! Это же внук героя Великой Отечественной — памятник Константину Заслонову стоит на станции Орша. И огромный баннер, от которого в белом заснеженном городе трудно оторвать взгляд. Хрупкая рыжая королева в ярком красном платье... Она завораживает, интригует и обещает настоящее волшебство.

— Эта работа прилетела сюда из Америки — активная, жизнеутверждающая, — именно о ней сразу заговорил Роман Заслонов, откликаясь на мою просьбу рассказать о тайнах трех любимых картин. — Если убрать из нашего сознания революционное прошлое, когда красный ассоциировался с флагом и пролитой кровью, мы узнаем, что этот цвет олицетворяет радость, яркое жизненное начало. Тема простая: идеальное платье, на котором художник или архитектор творит безумные проекты.

Роман Леонидович всегда приезжает лично оформить экспозицию. Чтобы найти место для каждой работы, тратит несколько часов. Бывает, некоторые произведения исключает, чтобы другие хорошо смотрелись. «Не жаль прятать?» — спрашиваю. «Я–то знаю, что они есть, — простодушно отвечает автор. — В некотором смысле, конечно, обкрадываю зрителя, но при этом помогаю ему увидеть и запомнить мой мир».

Прекрасная рыжеволосая дама кочует из картины в картину, мужчины — всегда второстепенные персонажи. Королева вертит ими как хочет. Художник устал уже от вопросов, кто она: «Француженка? Белоруска? Минчанка? Ваша муза? Быть может, ваша жена?»:

— Это собирательный образ, он получается сам собой, я не ставлю задачу сделать ее блондинкой и не думаю, какое будет у героини выражение лица и какая на этот раз получится прическа. Идея приходит изнутри, и в какой–то момент ты понимаешь, что благодаря этому образу стал узнаваемым.

 

Подходим к картине «Ведерко черники» — ей более 20 лет. Жаркий летний день, девушка устала, вытирает лоб. Сиюминутность, случайность происходящего, простенькое платьице — все на этом полотне нетипично для Заслонова. Все, кроме главной героини. Она такая же хрупкая и утонченная, как златовласые королевы в его сюрреалистичных сюжетах. «Момент вырван из реальности почти фотографически. Хотел написать жену, — признается мастер. — Она похожа, но это не портрет».

Что ж, она изменилась. Повзрослела, стала ярче, поменяла наряд и прическу, научилась любить и властвовать, превратилась из обычной девушки в музу. У нее теперь своя загадочная жизнь. 

Именно за обратной связью Роман Заслонов отправился в регионы и счастлив ее получить. Все–таки пишут художники не для искусствоведов, а для публики. И радуются как дети, когда зрители говорят: нам нравятся ваши картины, ими можно любоваться и наслаждаться.

Выставка продлится до 30 марта. А потом поедет в Оршу — на родину прославленного деда, имя которого там известно куда больше, чем творчество Романа Заслонова. Хорошо, когда такие пробелы заполняются.

Открытка к 8 Марта от Романа Заслонова:

— Все, что я желаю прекрасным дамам, — в моем творчестве. Она — начало всех начал, она впереди всего, и мое преклонение перед ней высказано в работах. Конечно, я всех поздравляю, но главные слова скажу мужчинам: женщину надо любить не 8 Марта, а весь год.

infong@sb.by

Фото автора.

Советская Белоруссия № 42 (24924). Пятница, 4 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter