В НХМ открылась выставка трех художников: Владимира Товстика, Елены Шлегель и Владимира Гончарука

Под небом голубым

Эта весна стала удивительно богатой на вернисажи. Они с завидной регулярностью сменяют друг друга, и зрители, уже слегка избалованные обилием подобных мероприятий, привычно перемещаются с одной выставочной площадки на другую.


Вчера в Национальном художественном музее, кстати, на самой престижной площадке, открылась выставка с громким и многозначительным названием VITA–LUDI–VERITAS, что создатели экспозиции переводят как «ЖИЗНЬ–МЕЧТА–ИСТИНА». Свои произведения, а это шестьдесят полотен, показывали трое живописцев: Владимир Товстик, Елена Шлегель и Владимир Гончарук.

Желающих увидеть картины собралось довольно много, большинство зрителей — молодежь и собратья по цеху. Этому благоприятствовали как яркий солнечный день, так и место работы Владимира Товстика, Владимира Гончарука и Елены Шлегель. Все они преподают, учат молодежь рисовать и понимать искусство.


Привычное томительное ожидание, перешептывание зрителей у парадной лестницы. Наконец всех собравшихся поприветствовал как гостеприимный хозяин директор музея Владимир Прокопцов. Хорошие слова услышали присутствующие и от ректора академии Михаила Борозны, и руководителя кафедры монументальной живописи Владимира Зинкевича.

Искушенные зрители давно и прекрасно знают, что на подобных вернисажах слишком шумно, суетно, многолюдно. И ходят на них не за тем, чтобы в тишине сосредоточенно смотреть живопись. Цели иные. Во–первых, надо поздравить художников, пожать руку, обнять, вручить букет, произнести теплые слова. А так как художников трое, то и добрых слов надо много. Во–вторых, себя показать, сфотографироваться на фоне знакового полотна, а еще лучше — рядом с мастером. В–третьих, обменяться мнениями со знакомыми и опять же сфотографироваться в хорошей компании.

Мне удалось посмотреть выставку раньше, чем зрителям. С удовольствием делюсь впечатлениями.

Елена Шлегель и Владимир Гончарук.

Владимир Гончарук и Елена Шлегель — ученики Владимира Антоновича Товстика, что неудивительно, так как он уже сорок лет преподает рисунок в нашей академии. И как он мне признался — «Шлегель и Гончарук были очень хорошими студентами».

Хотя у каждого художника отдельный зал, свое пространство, но впечатление такое, что они похожи друг на друга. Нет, не манерой, в этом они разные. Похожи своим романтичным отношением к жизни, к истории и современности. Возможно, поэтому вся выставка воспринимается цельно, как одно высказывание. А ее многозначительное название как целиком, так и каждым словом–символом может легко проецироваться на творчество любого.

Владимир Товстик.

Первый экспозиционный зал занимают работы руководителя кафедры рисунка народного художника Владимира Товстика. Он уже много лет остается верен себе в манере, в выборе тем, но главное — в отношении к жизни и искусству. Если и меняется, то незначительно. Он узнаваем. Главным в его зале является большой триптих «Вербное воскресенье», написанный совсем недавно, в 2015 году. Эта большая работа — продолжение поисков художника, попытка через историю ответить на вопрос «кто мы?». Рядом с многоплановым триптихом портреты и жанровые композиции. Как всегда, трогательны детские портреты «Наденька», «Тасенька» и небольшие натюрморты со старыми вещами. Все эти холсты написаны в привычной и очень узнаваемой манере.

Даже неискушенному зрителю становится понятно, что Владимир Гончарук — художник–монументалист. Его живопись лаконична, добротно сделана. Он всегда умет выделить главное, правильно расставить акценты. Мыслит, как сейчас модно, не одной работой, а сериями полотен. Это и «Царства», и «Магические тату», и «Архитектурные композиции». Как–то сразу в зале с его холстами приходит на ум знаменитая меланхоличная песня Бориса Гребенщикова про «город золотой».

Есть на полотнах Владимира Гончарука и «желтый огнегривый лев», и падающие золотые звезды. Как есть и другие «животные невиданной красы», а также птицы, рыбы и даже крокодилы... Я шел рядом с его работами и негромко напевал себе под нос: «...с ними золотой орел небесный, чей так светел взор незабываемый...» И это не упрек художнику, а если хотите — своеобразный комплимент.

В зале с картинами Елены Шлегель все по–иному. Поражает невероятное количество запоминающихся деталей. Ее полотна наполнены ими, как августовское небо звездами или как богатая антикварная лавка предметами. И каждая деталь кажется главной, со своей историей, судьбой и характером. Изыми ее, прикрой, закрась — и в картине образуется пустота, недоговоренность. Художница играет со временем, любовно перебирая свои воспоминания. Она щедро делится ими со зрителями, словно показывает дорогой для себя альбом с очень личными фотографиями. А еще меня удивила ее подпись. Я понимаю, что фамилия Шлегель своим звучанием, а еще больше написанием похожа на подпись нашего знаменитого земляка Марка Шагала. Но, возможно, и эта деталь продумана художником и не случайна. Во всяком случае, мне так показалось.

ladzimir@tut.by

P.S. Владимир Товстик и его бывшие ученики, а сегодня равноправные коллеги и соратники продолжают знаковые традиции белорусского искусства. И они как могут, каждый своими средствами показывают жизнь, мечту, пробуют открыть для нас истину, переложенную на язык художественных образов и метафор.

Советская Белоруссия № 80 (24962). Пятница, 29 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter