Интервью с актрисой театра белорусской драматургии Вероникой Буслаевой

Почему мыши любят цирк

Что объединяет Зеленую Козу, цирк шапито, рождественское дерево и актрису театра белорусской драматургии Веронику Буслаеву?
Что объединяет Зеленую Козу, цирк шапито, рождественское дерево и актрису театра белорусской драматургии Веронику Буслаеву? Ответ на поверхности — маленький зритель и вера в волшебную сказку. Под занавес ушедшего года Буслаева стала первой, кто запустил новогодний бумеранг добра: в РТБД прошла премьера ее режиссерского дебюта «Все мыши любят цирк». Чуть позже эстафету подхватила Катя Пытлева. Под чутким руководством известной теле– и радиоведущей десять наших музыкантов, отказавшись от «Оливье», елок и новогоднего корпоративного «чеса», записали аудиосказку «Путешествие Зеленой Козы, или Откуда у нее на голове Волшебное дерево?». Обе они, и Пытлева, и Буслаева, верят: завершив свой круг, волшебный бумеранг обязательно вернется к каждому, кто его однажды запустил. Кому — улыбками и объятиями родных и близких, а кому — праздничным настроением и настоящим новогодним чудом.

Идею постановки режиссер Вероника Буслаева вынашивала почти два года.
Идею постановки режиссер Вероника Буслаева
ынашивала почти два года

Сцена как арена

Часто пьесе нужно постучаться не в одни двери, прежде чем выйти на авансцену. Веронике Буслаевой повезло: художественный руководитель театра Александр Гарцуев сам предложил актрисе попробовать себя в роли режиссера. Тем более некоторый постановочный опыт за плечами у Буслаевой уже имелся:

— Александр Федорович как–то обмолвился: «Что ты делаешь спектакли на стороне? Давай поставь уже что–нибудь в родном театре!»

Вероника признается: то, что спектакль будет о цирке, она решила с самого начала. Остальное — герои, сюжет, его развитие и кульминация — придумывалось по ходу написания сценария. На все ушло чуть более двух месяцев. Еще столько же заняли репетиции и сценическое оформление. Буслаева и художник–постановщик Марина Алекно по максимуму задействовали в спектакле цирковую атрибутику — сундуки–трансформеры, скакалки, катушки. Словом, постарались превратить драматическую сцену в самую настоящую цирковую арену. Вероника вспоминает:

— С детства люблю шапито и репризы Вячеслава Полунина. Цирковой мир близок театральному: те же драматургия, атмосфера, волшебство. В своем спектакле мне хотелось создать такие семена тепла и любви, которые ребенку потом ничем не заменишь — они должны именно в детстве попасть на подготовленную почву и прорасти. Как фильм «Белый Бим — Черное ухо», например: увидел — и ранен на всю жизнь.

Персонажей и их характеры Буслаева выписала очень быстро, а вот над диалогами пришлось поработать:

— Текст сократила до минимума. Наш театр — белорусско-язычный, и я очень боялась, что детки в силу своего возраста многого не поймут. После премьеры выдохнула с облегчением: перевода на русский язык нам не потребовалось.

Одна из главных героинь спектакля, актриса Марина Здоронкова, не скрывает, что своего персонажа, активную и любопытную Мышку, она списала с пятилетнего сына Владомира. Правда, пока малыш спектакля с маминым участием не видел. Почему? Марина улыбается:

— Как–то муж привел сына на постановку «А мне не стыдно». Владомир ни секунды не сидел на месте. Бегал по залу, смеялся и кричал: «Мама всех спасет!» Еще чуть–чуть — и залез бы прямо на сцену. Весь зал, помню, умирал от смеха. И зрители точно знали: тетя, играющая на сцене Свинью, мама мальчика. Поэтому пока от культпоходов мы стараемся воздерживаться. Хотя, думаю, спектакль «Все мыши любят цирк» все же ему покажу. Правда, чуть позже.

Для детей, уверена актриса, играть надо еще лучше и точнее, потому что маленьких зрителей обмануть невозможно:

— Ребенок все слышит, видит и самое главное — во все верит. Для них нам, актерам, нужно быть ярче, выкладываться по максимуму, потому что удержать внимание ребят порой бывает очень сложно.

Постановка адресована в первую очередь самым маленьким зрителям, однако режиссер Вероника Буслаева настаивает: это всего лишь рекомендация. История о дружбе и силе искусства — для каждого из нас:

— Высший пилотаж детской драматургии — заинтересовать спектаклем не только детей, но и их родителей. Чтобы дети видели одну сказку, а взрослые открыли для себя другую историю, написанную поверх текста или между строк.

О чем спектакль

В старом цирке в заброшенной гримерке клоуна поселились мышата. Но не они одни облюбовали это уютное местечко: маленькая одинокая летучая мышка и две большие крысы тоже хотят жить в цирке. Удастся ли мышатам отвоевать недавно обретенный дом? И как быть с мечтой стать настоящими цирковыми артистами? Быть может, все, что ни происходит, — к лучшему?

Коза, которая гуляла сама по себе

Пока Вероника Буслаева обустраивала на сцене РТБД цирковой дом для маленьких мышат, белорусские рокеры отправляли в кругосветное заморское плавание Зеленую Козу. В честь символа наступившего 2015 года Анна Трубачева написала философскую сказку о приключениях Зеленой Деревянной Козы–путешественницы, которая гуляла по миру, чтобы выяснить, в чем заключается счастье. Автор уверена: богатство и красота — не самое главное в жизни:

Олег Хоменко
Олег Хоменко

— Кому нужны деньги, если они не делают людей счастливыми? Мне, маме двоих детей, этой сказкой очень хотелось донести до своих сыновей простую истину: настоящее счастье — в любви.

Озвучить аудиосказку, постановкой и режиссурой которой занималась Катя Пытлева, позвали известных белорусских музыкантов. В ту самую Зеленую Козу перевоплотилась актриса Купаловского театра и по совместительству солистка группы Sounduk Анна Хитрик. За Мальчишку читал фронтмен «БЕЗ БИЛЕТА» Виталик Артист, Капитаном дальнего плавания назначили Александра Куллинковича, а в роли Доброго Волшебника засветился Олег Хоменко. Лидер «Палаца» согласился участвовать в проекте без раздумий:

— Позвонила Катя и рассказала о сказке. Я даже не спросил, какой персонаж буду играть. Сразу ответил «да».

Помочь Зеленой Козе обрести форму и визуальное оформление автор проекта Юлия Кудина попросила давнюю приятельницу, художницу Нику Сандрос:

— Юля буквально фонтанировала идеями. Звонила мне ночью и рассказывала, с кем Коза дружит, что любит... Мне же в первую очередь важно было узнать, как оформить Козу художественно: нарисовать ее акварелью или карандашами, в какой технике, цвете... «Ника, ты же художница! Придумай», — неизменно отвечала Юля на все мои вопросы.

Сейчас в планах у организаторов проекта — сделать на основе сказки батлейку и проехаться с ней по белорусским детским домам. Кроме того, ведутся разговоры и о полномасштабном театрализованном представлении, в котором примут участие артисты, задействованные в аудиоспектакле. Проект — некоммерческий, поэтому в продажу диск со сказкой не поступит. Скачать ее из сети, однако, могут все желающие, причем абсолютно бесплатно.


Советская Белоруссия № 6 (24636). Среда, 14 января 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter