В ученом мире эту утку восприняли с возмущением. Николай Николаев, завотделом редких книг Российской национальной библиотеки, наш земляк и крупнейший знаток старопечатных изданий, осторожно допускает, что «нельзя ничего исключать», но все же полагает, что «на 99,9 процента перед нами — описка того писца, который составлял список церковных книг».
Батюков вторит коллеге: «Я считаю, что перед нами, скорее всего, ошибка. Но существование такой рукописи с датой «1504» — исторический факт, который надо или доказать, или опровергнуть».
Заместитель директора Национальной библиотеки, председатель Международной ассоциации белорусистов Алесь Суша специально для «СБ» опроверг все домыслы:
— Во–первых, могилевского издания 1504 года нет и никогда никем не было зафиксировано ни в одной из библиотек мира. Во–вторых, ни одна из летописей не сохранила сведений о таком важном событии, как появление в Могилеве книгопечатания. Даже собственно могилевские хроники, которые велись вплоть до XIX века, не упоминают об «Апостоле» якобы 1504 года. Почему? Потому что, очевидно, не было такой книги.
К сожалению, даже у маститых ученых есть соблазн раздуть сенсацию, привлечь к себе внимание на пустом месте. Однако подобные действия только подрывают доверие общества к науке. Чего удивляться тогда, что после таких псевдосенсаций народ бросается на любые фальшивки, которыми запружены книжные развалы? А потом мы сетуем, что в головах людей — не знания о реальных и важных событиях прошлого, а каша из сказок.
Авторитетно
Игорь Марзалюк, заведующий кафедрой археологии и специальных исторических дисциплин Могилевского госуниверситета имени Аркадия Кулешова, доктор исторических наук, профессор:
— В 1504 году Могилев уже существовал. Это был город с торговой площадью, замком, Спасской церковью, монастырем. Но если бы здесь имелась типография, то куда она делась? Я не верю в сенсацию. Это фейк. Любому ученому известно, как часто ошибались писари, составляя разного рода реестры. Да и сейчас кто не ошибается? Поэтому единственным доказательством, что в моем городе работал — ранее издания Скориной Библии в Праге! — типографский станок, может быть только вышедшая из–под него книга. А ее нет. Поэтому нет и предмета для дискуссии. А я хотя и патриот Могилева, но не настолько, чтобы поддерживать мифы.
Справка «СБ»
Первые белорусские книги — перевод Библии — были напечатаны в Праге в 1517 — 1519 годах Франциском Скориной. Он продолжил затем публикацию священных текстов в Вильне — в 1522 — 1525 годах. Книга под названием «Апостол» издавалась в Могилеве в 1638 году, но с указанием Киева как места выхода. Кроме того, «Апостол» публиковался в Вильне — в 1525–м (Скориной), 1591 (Мамоничами), 1592, 1595, 1596, 1623, 1641, Евье — Вевисе (1611), Кутейно (1632, 1652).
vk@sb.by
Советская Белоруссия № 143 (24773). Четверг, 30 июля 2015
Советская Белоруссия № 143 (24773). Четверг, 30 июля 2015