Второй "Осенний салон с Белгазпромбанком" открылся во Дворце искусств

От души для души

Не без удач и не без эпатажа — масштабная выставка–продажа произведений современного искусства «Осенний салон с Белгазпромбанком» открылась во Дворце искусства в Минске. Арт–проект, наделавший в прошлом году много шума и вызвавший жаркие споры, демонстрирует не только живучесть, но и весьма динамичное развитие. В разы выросло число авторов и работ, к участию привлекли и художников–одиночек, и галеристов, продвигающих своих подопечных, со всех регионов страны. В целом уже совершенно точно можно говорить о важности события для белорусской художественной среды.

Многие картины к концу выставки будут раскуплены.

Прежде всего, «Осенний салон» — это не выставка современного искусства, сразу проводит границу куратор проекта Александр Зименко:

— По итогам первой экспозиции нашлись покупатели на 30% работ, и в этом году часть произведений, которые вы видите, уже продана. Одна из важных задач — помочь художникам с продажами и развивать арт–рынок Беларуси, который имеет очень большой потенциал. На сегодняшний день идет трансформация пространства, где раньше государство было самым крупным игроком и авторы были рады каким–то крупным заказам, монументальным работам. На сегодняшний же день у нас появляются и частные коллекционеры, и люди, которые рассматривают изобразительное искусство как повод для инвестиций. Посмотрите, сколько строится жилья — и люди, которые покупают квартиры, уже не вешают ковер на стену. Да, пока что у большинства будет висеть плазменная панель. Но следующий шаг — украсить свое жилище предметами искусства.

Куратор выставки Александр Зименко: «Одна из моих любимых работ — «Белка и Стрелка в раю».

Прошлый год шокировал и откровенно провокационными работами, которых было изрядное количество, и фантастическими ценами, которые молодые художники выставляли на плоды своих трудов по принципу «Какая мне разница, за какую сумму эту картину не купят?». Нынешний «Осенний салон» отличается и более ровным подходом к отбору произведений, и уже явной коммерческой направленностью, как изначально и было задумано. Цены в общем и целом адекватные, на среднеевропейском уровне, торг уместен, прямо у входа располагается большой терминал, где можно просмотреть каталог и тут же оформить заказ на понравившуюся картину или скульптуру. Большая часть отобранных к показу работ отличается тем, что демонстративно вписывается в интерьер. Вопрос «Куда это можно повесить?» возникает только в контексте выбора между спальней и гостиной.

Хотя провокаций хватает, просто они чуть завуалированы. И среди работ в традициях белорусской школы живописи и авангардных полотен можно встретить юмористические, нарочито китчевые вещи вроде «Белки и Стрелки в раю» Славы Новославского, лежащей на подушечке «золотой» бульбы с пробой «585» на боку или «Летний полдень» Александра Бельского — изображение имперских штурмовиков, собирающих урожай яблок в кузов трактора «Беларус».


«Золотая» бульба:  этот мини-памятник стал хитом.

Широко представлены не только минские художники, но и региональные. Последние — во многом благодаря участию галеристов, продвигающих талантливых авторов.

— Обратите внимание на нашу художницу Елену Толобову, — проводит нас по второму этажу директор Витебского центра современного искусства Андрей Духовников. — Она выставила цикл работ «Нефть» в авторской технике, где, кроме красок, использован битум, совершенно сумасшедшие вещи делает! А то направление, в котором работает, к примеру, Дмитрий Горолевич, — это, я считаю, будущее белорусской живописи, говорю без всяких авансов. В современном медиапространстве очень трудно найти свой пластический язык, и Горолевич выделяется, несмотря на то, что у него совсем не эпатажные работы, а достаточно скромный натюрморт. Но автор уникальный.

В этом году «Осенний салон» уделил больше внимания декоративно–прикладному искусству, что, наверное, правильно с точки зрения продаж. Хотя здесь не угадаешь, что будет пользоваться успехом, а что нет, предостерег от поспешных выводов председатель Союза дизайнеров Дмитрий Сурский:

— Это непредсказуемо. Мне, к примеру, очень нравятся работы, выполненные в стекле, но я не уверен, что люди до них уже дозрели. В салонах обычно продаются вещи конъюнктурные, манерные, к актуальному искусству имеющие мало отношения. Но коллекционеры здесь наверняка себе что–то найдут, и есть молодые художники, чьи работы уже можно собирать. «Осенний салон» — площадка для творческого роста, причем рейтинговая, а таких немного.

Алесь Богданов. «Зубр».

Посмотреть и правда есть на что, даже если кошелек не настолько тугой, чтобы приобрести монументальное полотно во всю стену. «Осенний салон», как бы его ни позиционировали в коммерческом ключе, все же дает неплохой срез настроений и идей нашей творческой молодежи. И вполне можно отметить, к примеру, 9 октября — День работников культуры Беларуси — посещением большой и интересной выставки.

Компетентно

Об особой важности поддержки молодых художников и оживления творческой среды напомнила заместитель министра культуры Ирина Дрига — большой друг и, уже можно сказать, постоянный гость «Осеннего салона»:

— Не надо забывать, что именно в Беларуси, в Витебске зародились традиции авангардной живописи, с давних времен известна наша иконописная школа: свое место в мировом искусстве наши художники давно нашли. Белорусская земля — сокровищница шедевров реалистического искусства XIX — ХХ веков, давайте также об этом помнить. И очень приятно, что эти традиции не остались в прошлом, а сохраняются и развиваются. Китайская мудрость гласит: «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». У нас хороший баланс разных стилей, разных направлений в искусстве, мы никому не мешаем развиваться, даем возможность выразить себя всем художникам, лишь бы это было профессионально. И, конечно, нам приятно, что в Год культуры проходит такая масштабная культурная акция, которая дает возможность увидеть плоды этого развития.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 194 (25076). Суббота, 8 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter