Почему в Червенском районе один музей зарабатывает, а другой едва дышит

Нота непонимания

Почему в Червенском районе один музей зарабатывает, а другой едва дышит?
Опытные гиды утверждают: туристический потенциал Червенщины за последние годы значительно повысился. По сути, турбизнес региона мог бы строиться исключительно на именах Хаима Сутина и Станислава Монюшко — уроженцев здешних мест, чье творчество (изобразительное у первого, музыкальное — у второго) прославило их авторов далеко за пределами родных Смиловичей и Убели. Учитывая связь Сутина и Монюшко со многими странами, потенциал приема гостей, подсчитывают экскурсоводы, мог бы исчисляться миллионами человек в год. В пятитысячных Смиловичах заработать на именитом земляке и привлечь в поселок интуристов смекнули только в 2008 году — по инициативе Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО здесь был открыт музей «Пространство Хаима Сутина». Сегодня его инфраструктуре и экспозиции могут позавидовать и минские художественные сокровищницы. Свои преимущества музей знает и умело преподносит их дорогим гостям. Музей Станислава Монюшко в поселке Озерный, напротив, последние 8 лет едва дышит — все эти годы в помещении нет отопления. Как, спрашивается, принимать туристов в таких условиях?




«Пространство Хаима Сутина»: в Париж за две минуты


Смиловичи встречают путников во всеоружии: здесь есть где прилечь и отобедать, а транспорт из Минска — каждые полчаса. На въезде в Смиловичи вы обязательно заметите указатель, подсказывающий дорогу к Центру творчества детей и молодежи, — музей занимает три комнаты на втором этаже. Память о Сутине здесь ежедневно чтят, холят и лелеют.

— Рассматривали вариант с размещением экспозиции в бывшей усадьбе Ваньковичей, но чуть позже от этой идеи отказались, — пускается в воспоминания заместитель директора центра Светлана Хасиневич. — Тогда же начали искать подходящее здание. Дом, в котором жила семья Сутина, до наших дней, увы, не сохранился. В конце концов остановились на нашем центре, чтобы не только туристы, но и дети в первую очередь вдохновлялись примером талантливого земляка.

Один из залов музея «Пространство Хаима Сутина» стилизован под французское кафе.

В год экспозицию посещает около 2 тысяч человек, в основном, конечно, в составе туристических групп. Интуристы–одиночки, впрочем, тоже заглядывают:

— Как–то была у нас в гостях пара французов. Оказалось, приехали в Беларусь специально, чтобы увидеть Смиловичи — место, где родился гений Сутин. Уезжая от нас, плакали: всю жизнь, говорили, мечтали побывать на родине художника.

Книга в руках Светланы Хасиневич — подарок туристов.

Музей по столичным меркам кажется совсем небольшим. В первом зале представлен белорусский период жизни и творчества художника. Сутин, кстати, никогда не забывал малую родину: сохранилась анкета, в которой витиеватым почерком в графе «место рождения» аккуратно выведено по–французски «Смиловичи». Парижские друзья мастера вспоминали, что тот всю жизнь скучал по родным местам. Теперь его душе есть куда вернуться, а поклонникам есть где поднять чашку крепкого, как любили художники на Монмартре, кофе за талант Сутина: во втором зале, стилизованном под парижское кафе первой трети прошлого столетия, напитком угощают всех желающих. На стенах — репродукции живописи и графики самого Сутина и его современников: Амедео Модильяни, Льва Бакста, Мстислава Добужинского, Якова Кругера. Атмосферу поддерживает музыка из динамиков — французский «шансон» времен художника совсем не лишен романтики. Светлана Яковлевна делает звук чуть тише:


— Мы хотим, чтобы гости максимально прочувствовали всю атмосферу Парижа и тех мест, которыми вдохновлялся Сутин. Многие туристы говорят, что именно здесь они начинают понимать творчество художника и ощущать связь Смиловичей и французской столицы. Во время отдыха можно взять с полок книги и, присев за столик, полистать их. Либо можно посмотреть документальную ленту о жизни артиста. Книги и образовательные фильмы тоже важная часть пространства музея.

Третий зал — новинка и особая гордость музея. Он посвящен Сэму Царфину — еще одному уроженцу Смиловичей, художнику Парижской школы. Пять оригинальных работ Царфина — подарок музею от Белгазпромбанка, известного в бизнес–кругах ценителя и почитателя первосортной академической живописи. Среди других оригинальных вещей в витринах можно разглядеть палитру и краски, а также блокнот с набросками мастера. Все эти артефакты — подарок Смиловичам от дочери художника.

Парижская анкета Хаима Сутина.

— Мы поддерживаем связь с родственниками Сутина и Царфина. Приятно, что все они небезразличны к родине своих предков и к нашему музею в частности. Помогают с экспонатами, архивами, связями. Моральная поддержка не менее важна, чем финансовая. Сегодня в музее сделано все для того, чтобы турист чувствовал себя здесь комфортно. Приятно, что гости ценят наш сервис. Полистайте книги отзывов — ни одного негативного!

Музей Станислава Монюшко: лучшее, конечно, впереди


На въезде в Озерный мы, признаться честно, ожидали увидеть вереницу автобусов и очередь в музей Монюшко. Шутка ли: единственный подобного рода музей знаменитого композитора в мире! Ни в Беларуси, ни в Польше, ни в Германии нет, утверждают путеводители, ничего подобного. Но было тихо и пустынно. Здание бывшей школы, в которой согласно все тем же путеводителям находится музей, выглядит не самым привлекательным образом: краска на фасаде облупилась, входные двери заколочены. Указателей и опознавательных знаков нигде нет.




— Школу закрыли еще 8 лет назад. Детей автобусы возят на учебу в соседний поселок, а вот возможности перенести музей в другое место у нас не нашлось. Поэтому по–прежнему приходится принимать туристов тут, — словно бы оправдываясь за столь стесненное положение, рассказывает научный сотрудник Ирина Середа.

Музей родоначальника польской и белорусской оперы был открыт в Озерном еще в 1969 году, к 150–летию композитора. Со временем школьный уголок перерос в полноценную экспозицию — первые экспонаты в дар передал польский историк Марьян Фукс. Певица Мария Фолтын и биограф Монюшко Витольд Рудинский также не остались в стороне от историко–образовательной инициативы. Благодаря им музею удалось получить костюмы Гальки и Йонтека из оперы «Галька», а также Идамора из «Парии», в котором когда–то блистали звезды Познаньского оперного театра. Сегодня наряды выставлены в одном из залов. Увы, температурный режим помещения, в котором давным–давно нет отопления, не позволяет показать гостям несколько сот (!!!) остальных экспонатов. Ирина Середа разводит руками:

— Сейчас в витринах выставлено только то, что может храниться в таких условиях: некоторые костюмы, афиши, копии фотографий, сувениры, буклеты. Сколько туристов приезжает? Увы, не так много, как хотелось бы. Добраться сюда проблематично. Основные гости — это отдыхающие в соседнем с Озерным санатории «Волма». Туристические группы тоже иногда заезжают.

Предоставить туристам всю экспозицию не позволяет температурный режим.

Впрочем, бить тревогу и спасать экспозицию, говорят в музее, уже поздно: отмучились. После 8 лет таких условий он в начале следующего года наконец переедет в новое помещение. Для экспозиции выделили целое здание бывшей музыкальной школы в Смиловичах, сейчас там полным ходом идет ремонт. В турфирмах уверяют, что как только музей обживет новое пространство, его обязательно включат в экскурсионные маршруты. Ирина Васильевна уже в предвкушении:

— В Смиловичах нам, конечно, будет полегче. Туда туристам и добраться проще, и инфраструктура уже есть. Опять же поселок находится на пересечении туристических маршрутов. Потенциал нашего музея неисчерпаем. Начнем с малого — новоселья. А там, глядишь, и турист пойдет. Нам есть чем удивить и похвастаться. 

leonovich@sb.by

Фото автора.

Советская Белоруссия № 201 (25083). Среда, 19 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter