Юбилейный вечер памяти Виктора Турова прошел в кинотеатре "Центральный"

Незлобивые заметки с вечера памяти. Мастер был, есть и будет

Юбилей ушедшего от нас 20 лет назад режиссера Виктора Турова в Минске отметили с небывалой самоотверженностью. Под проливным дождем открыли утром памятную доску в день рождения Мастера, вечером собрались в кинотеатре «Центральный» предаться воспоминаниям о былой славе киностудии «Беларусьфильм». Вход на юбилейный вечер был строго по пригласительным, ученика Турова, например, режиссера Кудиненко от гардероба оттерли — «аусвайс» неподходящий. В это время Николай Бурляев, давно перековавший свой драматический талант на религиозное орало, уверенно вещал на телекамеру о роли славянского единства в кино русском. Что к чему?..


Военная тема никогда не отпускала режиссера

— Я журналист.

— А я вдова.

Тамара Турова, третья жена режиссера, призналась, что супруг ушел, оставив ей в наследство привычку смотреть новости и ругаться с телевизором:

— Каждый вечер смотрю, привыкла. Не могу пропустить ни одной политической передачи. А однажды на НТВ парень выступал — меня как током ударило, так похож на Витю: его глаза, нос. И выступает сдержанно, интеллигентно, спокойно отстаивает свою точку зрения. В титрах прочитала, что это Артем Туров — внебрачный сын Виктора. Я впервые увидела его по телевизору. И очень счастлива, что у него есть такой сын.


Вдова Тамара Турова встречает гостей

Артем на юбилейный вечер тоже приехал из Москвы, где теперь живет. Поблагодарил всех собравшихся за ту память, которую храним о его отце:

— Семья для него была на втором плане. Он был весь в творчестве. Но те фильмы, которые снял Виктор Туров, сыграли большую роль в моей личной жизни.

По словам еще одной гостьи из Москвы, актрисы Елены Борзовой, в ее судьбе режиссер тоже принял участие, благословив на брак с поэтом Николаем Зиновьевым.

Невероятная красавица, украшение творческого вечера актриса Татьяна Мархель вспоминала, как на съемках фильма «Люди на болоте» режиссер и актеры кормили ее пятилетних дочерей–близняшек кашей, пока мама была на площадке.


Татьяна Мархель вспоминает съемки в картине "Люди на болоте"

Актер Владимир Гостюхин никогда не забудет баню «Беларусьфильма», где парились многие выдающиеся деятели:

— Наша студийная баня — это наш киношный клуб, где мы собирались, выкладывали друг другу свои горести и радости. Помню, как Тимофеевич раскладывал свое тельце на полочку, а я его веничком. Да, это было священное действие, он мягко пыхтел, просил поддать. Выходил из парилки розовый, довольный и счастливый. Большой, большой ребенок.

Пока Владимир Гостюхин исполнял песню «На сопках Маньчжурии», которую Виктор Туров очень любил, мне стало совсем тоскливо. Выступления гостей вечера походили на панегирики: он научил нас читать, любить, снимать... Сокурсница Турова по ВГИКу режиссер Маргарита Касымова и вовсе стала разговаривать с портретом юбиляра: «Витя, Витенька, я обещаю тебе, на нашу землю снова спустится десант талантливых мальчиков и девочек, которые будут играть в кино на первых ролях...» Пожалуй, еще одиознее звучала речь Николая Бурляева, который назвал фестиваль «Кинотавр» попойкой, а «Золотой витязь» — светочем, но его быстро отстранили от микрофона присутствующие в зале зрители. «А вам не кажется, что здесь не место для пропаганды?» — крикнул кто–то с места, и, смутившись, Николай Бурляев сгинул с яркого подиума.


Ветераны кинематографа режиссеры Маргарита Касымова и Дмитрий Зайцев

Впрочем, взвешенной, объективной и спокойной оценки творчества Виктора Турова в такой вечер, наверное, никто и не ждал. Журнал «На экранах» подготовил по случаю даты спецвыпуск, дочь режиссера Елена Турова написала скромную брошюру об отце: раздаточный материал вручали каждому гостю, в конце посиделок все журналы и брошюры, как водится, валялись в зрительном зале под ногами спешащих на банкет гостей и соратников. Но думаю, юбиляр не обиделся бы. Его смерть практически совпала с его же 60–летним юбилеем, и на последнем в своей жизни фуршете режиссер успел проститься с друзьями по–человечески. А то, что в официальных мероприятиях души нет и быть не может, Туров в общем–то всегда понимал, принимал, по-доброму улыбался... Сняв одну, на мой взгляд, утонченную картину о войне «Через кладбище» — по сути, свою дипломную работу, где есть и свежесть взгляда, и поиск, и гениальная легкость камеры Анатолия Заболоцкого, впоследствии Виктор Туров от сюрреализма ушел навсегда. Сейчас фильм «Через кладбище» разве и вспоминают, что в связи с его высоким статусом — по решению ЮНЕСКО он вошел в список ста лучших фильмов о войне. Но кто сейчас станет эту гениальную ленту пересматривать? И даже экранизацию Мележа, фильм «Люди на болоте», не все помнят. Бегут, торопятся, не оглядываются люди. Время такое...

Такие юбилейные вечера бывают, что, кроме бани и каши, вспомнить нечего. А это очень обидно. Но — говорю я себе — приятно, что при отсутствии современного белорусского кино братство киношное у нас все–таки осталось — повторюсь, в кинотеатре «Центральный» учеников, коллег, почитателей и друзей Турова было под завязку.

viki@sb.by

Советская Белоруссия № 207 (25089). Четверг, 27 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter