О картине-путешественнице Руслана Вашкевича "Не смотря ни на что"

Не смотря ни на что

В новой мастерской Руслана Вашкевича очень светло и очень холодно. Пол еще чистый, не заляпан краской, хотя мастерская необжитой не выглядит. Много больших и очень больших полотен. Руслан готовится к персональной выставке в Гомеле. Чертит схемы экспозиции. С чашками горячего кофе ходим среди холстов, разговариваем о его картине «Не смотря ни на что». В художественном музее еще пару недель назад она была одним из самых популярных экспонатов. Рядом с ней фотографировались как наши, так и иностранные любители современного искусства.

О картине-путешественнице Руслана Вашкевича "Не смотря ни на что"


«Я написал эту картину в прошлом году, когда переехал в эту новую и большую мастерскую... Мне всегда интересно искать ту точку, где встречаются искусство и зритель. Обычно эта встреча происходит на поверхности холста. Еще мне нравится, когда картина диктует зрителю правила игры», — говорит Руслан, стоя у начатого холста.


— Руслан, придумалось все сразу, весь проект?


— Вначале появился концепт. Суть его в том, что отсутствует объект внимания героев картины. Самое главное я спрятал. Изображенные фигуры специально так обрезаны, что главное как бы убрано. Зритель привык контролировать ситуацию, а здесь он оказывается перед картиной на птичьих правах. Написал ее довольно быстро — мастерская позволяет.


— Герои какие–то странные, кажутся киношными.


— Я искал образы, смотрел интернет, журналы 60–х, 70–х годов. Нашел героев сериала... Мне было очень важно, чтобы получились обычные, всем знакомые люди, как соседи по лестничной площадке. Чтобы все выглядело, как в старых телеспектаклях. Глухой фон и хороший свет с рефлексами.


— Это ты рассказываешь о картине, а что случилось потом?


— В изображенных людях я начал узнавать каких–то знакомых, чуть ли не дальних родственников... И как–то однажды, отойдя от холста заварить кофе, оглянулся и увидел, что герои картины уставились на брошенную тряпку. Меня от увиденного даже перемкнуло, как в триллере. И я понял, что любой предмет, попадая в поле зрения нарисованных персонажей, заряжается их энергией, становится частью картины. Через взгляды героев приобретает символическое значение и новое звучание. Начинается взаимодействие двух пространств.


Когда я понял, что получилось, то начал придумывать, как действовать дальше. Картина уже сама начала подсказывать, а порой и диктовать. Я ощутил настоящий кураж. Понял, что эта картина не для музея, не для стены в спальне богатого коллекционера. Догадался, что мир для нее и ее надо отправлять в путешествие. Показывать не ее, а ей мир. Посмотреть на происходящее глазами нарисованных героев, попытаться честно увидеть то, что есть на самом деле, а не то, что рассказывают.


У каждого может быть свой выбор того, что самое важное и основополагающее в его жизни. Так я начал думать о сюжетах, о том, что хочу показать моим персонажам, на что хочу взглянуть вместе с ними.


Почти все придуманные места оказались сложными для посещения. Картина большая, ее размер два метра на три, в карман такую не положишь. Иногда не с первой и даже не с третьей попытки удавалось попасть в нужное место.


— Подробнее можно?


— Очень сложно с картиной попасть в церковь. Я разговаривал со священниками, с бывшими выпускниками нашей академии искусств, которые сегодня служат в церкви. Пытался им объяснить суть своей идеи. Получал отказ, и это при хороших личных взаимоотношениях. Продолжалось до тех пор, пока не нашел священника с филологическим образованием. Он пригласил меня на службу, и на празднике я даже был чтецом в той церкви.


Не проще оказалось попасть и на Кальварийское кладбище. Сторож отказал, отправив к начальнику спецкомбината. Я, конечно же, понимал, что внедряюсь на территорию, чуждую современному искусству. Приходилось показывать каталоги, объяснять затею. Люди таращили глаза, пожимали плечами и упорно сопротивлялись... Но постепенно до них начинало что–то доходить. Они расспрашивали меня о том, кто эти люди на картине? Не родственники ли, где их дети? И директор спецкомбината растроганно предложил дорисовать на картине девочку и мальчика, чтобы еще одно поколение было...


— Руслан, может благодаря тому, что среда сопротивлялась, проект и получился?


— Между прочим, с подсказки сурового мужчины появилась идея детского сада. Но и там не сразу все получилось. Картина никак не входила в дверь. Открыли окно. Будь холст больше на один сантиметр, он бы и в окно не пролез. И таких совпадений и попаданий было много. Процесс путешествий и съемок занял больше года. Энергии и средств было затрачено море, но и проект подпитывал меня.


— Благодаря картине ты много нового увидел?


— Я не мог представить, что городская свалка такой серьезный объект, с охраной, с КПП. Они даже хвалились, что теперь их свалка место популярное, что недавно у них кино снимали. От каких–то действий меня предостерегали, а что–то и советовали.


Для меня очень важным в этом проекте было все сделать без бутафории, по–честному. Если это морг, то настоящий. С бестеневыми лампами, металлическими столами, кафельной плиткой, каталкой... Если детский сад, то с ковром, игрушками, колготками, стенами...


И то, что я задумал — легализация и прописка, пусть и временная, современного искусства в городе состоялось.

Справка «СБ»


Руслан Вашкевич родился в 1966 году в Минске.


Его персональные выставки проходили в Минске, Москве, Амстердаме, Париже, Гранаде, Чикаго, Таллине, Риме, Киеве. Отдельные работы и серии художника были представлены в таких значимых коллективных проектах, как Bel_Art_Tranzit (Москва, 1996), Balota Empire (Киев, 2005), 51–й Венецианский бьеннале (2005), Gender Check (Вена и Варшава, 2009 — 2010), Opening the Door — Belarusian Art Today (Вильнюс и Варшава, 2010 — 2011). Работы Руслана Вашкевича находятся в коллекциях Национального художественного музея и Музея современного искусства в Минске, Музея современного русского искусства в Нью–Йорке, Московского музея современного искусства, Музея нового искусства в Пярну, а также в частных коллекциях по всему миру.

ladzimir@tut.by


Советская Белоруссия №204 (24585). Пятница, 24 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter