10 лет проекту «В поисках утраченного»

На долгую память

10 лет проекту «В поисках утраченного»
«Чтобы понять, кто мы есть, надо знать, кем мы были. Это принцип нашей рубрики «В поисках утраченного» — так начинался один из первых материалов проекта. С тех пор совместный замысел «СБ» и лауреата премии «За духовное возрождение» коллекционера Владимира Лиходедова, стартовавший 10 апреля 2004 года статьей о старинных фотографиях и почтовых открытках, давно перешагнул рамки газетных публикаций, которых было более 500. Но принцип остался тот же: рассказать беспристрастным языком старинных фотографий и открыток о прошлом Беларуси и сберечь уникальные свидетельства истории в настоящем. Пять лет назад известный историк Виталь Скалабан утверждал: «Это заблуждение, что краеведов нельзя учить, готовить как специалистов. Краеведение — очень непростое и серьезное дело. И то, что делает сегодня «СБ», — это одна из ярких страниц в истории белорусского краеведения». Давайте же вспомним основные вехи проекта «В поисках утраченного» с помощью его автора Владимира Лиходедова.



Кстати, приглашаем всех в Национальную библиотеку, где сегодня в 16.00 состоится творческая встреча, посвященная этому знаменательному событию — юбилею проекта.

Начиналось в газете

Сколько было на страницах «СБ» виртуальных путешествий в прошлое с помощью экспонатов коллекции Лиходедова! Щучин, Полоцк, Молодечно, Ошмяны, Барановичи, Новогрудок, Бобруйск, Вилейка, Гомель, Орша, Столовичи, Добруш, Могилев, Минск, Брест, Смоленск, Витебск, Телеханы, Гродно, Мстиславль, Лида, Копыль, Каменец, Любча, Щорсы, Скидель, Мозырь, Костюковичи, Чаусы, Воложин... Люди с удивлением узнавали, какие храмы возвышались рядом, что находилось на месте новостроек, как был устроен быт предков, какие знаменитости проживали... Вспоминает Владимир Лиходедов:


— Начиналось так. Главный редактор «СБ» Павел Якубович, ознакомившись с моей коллекцией старых открыток и фотографий, предложил: «Почему бы не показать это народу?» Коллекцию я собираю с десяти лет. Через почтовую открытку, фотографию — все, что связано с Беларусью. Когда готовилась первая публикация, у меня в шутку спросили в редакции: «Как вы думаете, на сколько лет хватит вашей коллекции?» Я ответил, также в шутку, что лет на десять железно. Но оказалось, что это далеко не предел!

— А помните первую статью?

— Для нее я дал уникальную фотооткрытку, за которой в свое время ездил аж в Узбекистан. В 1918 году, во время Первой мировой войны ее отправил немецкий солдат из белорусского местечка Бобр. На открытке — вид на реку Бобр и местную мельницу, заснятый немецким фотографом. Следующим был материал о моем родном Полоцке.

— На мой взгляд, на открытках особенно привлекают изображения мест, которые уже не сохранились.

— Да, например, у меня есть снимок с видом местечка Шатилки, в котором в начале прошлого века начали строить железную дорогу. А через какое–то время на месте Шатилок вырос город Светлогорск.

Рубрика довольно быстро обрела свое лицо, стала выходить раз в неделю. Тексты к редким фото писали, кроме самого Владимира Лиходедова, Алесь Карлюкевич, Павел Минченко, Галина Улитенок, Валентина Козлович и другие журналисты. Публикации вызвали читательский интерес. Масса отзывов, просьб... Например, опубликовать открытки с изображением чьих–то прадедушек–прабабушек — читатели верили, что коллекционер найдет все! Мнение было общим: проект удался! Не зря его создателям присудили премию «За духовное возрождение».

Для соотечественников

Поскольку проект пользовался успехом, решено было представить его и для белорусской диаспоры за рубежом. В газете «Голас Радзiмы», которая издается как приложение к «Советской Белоруссии», появилась рубрика «Знiчкi Айчыны». Тексты для нее писал Алесь Карлюкевич, иллюстрации подбирал из своей коллекции Владимир Лиходедов:
— Хотели рассказать о художниках, ученых, композиторах, писателях, судьба которых была связана с Беларусью, о тех местах, где они жили. Открыть как можно больше неизвестных фактов, которых нет даже в энциклопедиях. Например, в статье о Гомеле говорилось о докторе Александре Залманове, уехавшем во Францию и прославившемся методом капилляротерапии. В публикации о Браславе — о члене–корреспонденте АН СССР Владимире Беняшевиче, польском историке и картографе Станиславе Александровиче, солисте «Ла Скала» Юзефе Нарушевиче. Всего в рубрике появилось около сотни публикаций.

В дороге

Со временем рубрика «В поисках утраченного» обрела еще одну форму: «Дорожные беседы с Владимиром Лиходедовым».



Вначале вместе с Алесем Карлюкевичем коллекционер сделал серию публикаций об исторических загадках прошлого. Например, о белорусах–сакунах, о которых писал исследователь Исаак Cербов, и о раскопках в Полоцке, которые доказали, что город — куда древнее, чем до сих пор было принято считать. Затем появилась серия материалов о совместных наших путешествиях. Один из репортажей я начала так: «Люди для меня делятся на тех, кто может проехать лишних триста километров ради того, чтобы сфотографировать древний памятник, и тех, кому это действие ментально чуждо. Сама я принадлежу к первым, поэтому мы даже не обсуждали с историком и коллекционером Владимиром Лиходедовым, стоит ли отправляться на границу Беларуси и России ради нового снимка памятника войны 1812 года в Лядах».

Дороги наши пролегали через Полоцк, Мстиславль и Вилейку. Мы спускались в подземелья и забирались на колокольни, заглядывали за свежеокрашенные заборчики, которыми прикрывают обрушивающиеся здания, расспрашивали местных... Потому что задача этих путешествий — не только рассказать о прошлом, но и узнать, как местные жители относятся к исторической памяти, что можно в этом конкретном месте сделать для привлечения туристов.

Полоцк, например, мы посетили перед празднованием его 1150–летия, но репортаж был вовсе не парадным: «Вот белеют стены Полоцкой областной психиатрической больницы. Это здание бывшего монастыря бернардинцев. Был при нем и храм... Сегодня от него остались руины...», «Но еще более грустно стало на том месте, где находился Борисоглебский монастырь XII века, где в земле фундаменты четырех храмов. Причем точненько на месте Пятницкой церкви — мусорка, которой пользуются жители близлежащих домов...»

Путешествие в древний Мстиславль мы назвали «Руины тридцать лет спустя» — потому что повторяли маршрут Владимира Короткевича, о котором тридцать лет назад он написал книгу. Увы, оказалось, что многие проблемы, отмеченные писателем о сохранении памятников старины, так и остались нерешенными... Даже строительные леса в храмах те же. А вот экскурсия на Мстиславский маслодельно–сыродельный завод вогнала в депрессию... Нет, не потому, что его продукция невкусная, — просто завод находится на месте бывшего Тупичевского монастыря, используя остатки его сооружений.

Онуфриевский монастырь, Пустынский монастырь, часовня в Салтановке, установленная в память о сражении между корпусами генерала Раевского и маршала Даву, бернардинский монастырь начала XVII века в Дубровно. Все это можно было и увидеть на старинных открытках, и прочитать в газете об их теперешнем состоянии, и подумать с нами о туристических перспективах.

В обложках

Если в самых первых интервью Владимир Лиходедов высказывал сомнение — удастся ли дойти до альбомной продукции, ведь дело дорогое, то время сомнения рассеяло. Проект стал востребован, и книги, созданные по его материалам, сразу обрели популярность и оправдали затраты, считает автор:

— Первым вышел том по материалам газетной рубрики «У пошуках страчанага». Всего же в серии издано 14 книг. Отдельные тома были посвящены жизни таких известных наших земляков, как Адам Мицкевич, Тадеуш Костюшко. Впрочем, каждая книга получилась особенной... В книге о Словацком впервые напечатана трагедия «Миндовг, король литовский» в переводе на белорусский язык Сержа Минскевича. Книга о Минске — настоящее путешествие во времени. Одно и то же место столицы показано с расстояния в век, но с того же ракурса. Трудно было подобрать иллюстрации... Но зато эффект какой! В книге, посвященной Первой мировой войне, тоже нестандартный подход. Мы решили показать Беларусь глазами немецкого солдата, через фотографии, снятые тогда германскими фотографами.



Издание «Тадеуш Костюшко на старых открытках и в графике» было презентовано в библиотеке конгресса США. Директор по мероприятиям в области культуры американского Фонда Тадеуша Костюшко Магда Мазурек призналась: «Нас очень заинтересовала эта книга. Она не просто чрезвычайно интересна в историческом аспекте. В такое время, как сейчас, это произведение будет служить объединяющим фактором для народов, которым дорого имя Тадеуша Костюшко».

Кстати, в библиотеке американского конгресса собраны почти все книги серии «В поисках утраченного». Том «Синагоги» был представлен в организации «Национальная конференция в поддержку евреев в России, Украине, балтийских государствах и Евразии». Альбом «Беларусь и мусульманский мир» переведен на арабский язык, потом — на турецкий. Ведутся переговоры об издании на фарси. Лиходедов убежден:

<>

— Это практически неизученная область — жизнь мусульман в Беларуси. Материал собирался по крупицам. Крайне редко встречаются открытки с изображением мечетей в белорусских городах, самих мусульман. Пришлось обследовать почти все кладбища с мусульманскими захоронениями, нашел и старые дома мусульман, много данных о военнопленных времен русско–турецкой войны.

Язык фотографий беспристрастен, каким и должен быть язык истории. Ведь на них — храмы и люди разных конфессий и национальностей и все наше общее прошлое.



— На белорусских землях мирно уживались все. Наша история мультикультурна, и это отражается в серии «В поисках утраченного», — считает Владимир Лиходедов. — Есть на старых открытках и синагоги, и мечети, и костелы, и церкви. Отдельный том «В поисках утраченного» посвящен храмам Александра Невского, находившимся не только в Беларуси, но и во всем мире.

Альбомы серии изданы на восьми языках мира, находятся во многих крупных библиотеках и музеях мира, в том числе в Эмиратах и Катаре.

Из отзывов читателей:

Бобруйчанин: «Эти книги не только важная веха в белорусском книгоиздательстве, но и важное подспорье в изучении нашим обществом истории своей страны. Мало кому из обычных обывателей хочется обращаться к занудным учебникам и уж тем более сборникам документов и прочим хрестоматиям. А тут открыл книгу и посмотрел на то, как выглядел твой город век, а то и два назад. Сам видел, как обычные бобруйчане с интересом рассматривали фотографии своего города и соотносили их с современными зданиями и улицами. «Ба, так это таки наш Бобруйск, и смотрите, как хорошо сохранился», — говорят они».

На экспозициях

Во время XXI Минской международной книжной выставки–ярмарки на втором этаже выставочного центра привлекала общее внимание экспозиция «В поисках утраченного». Там можно было увидеть и фото с изображением увеличенных видов Минска в разные эпохи, и открытки времен Первой мировой, на которых война показывалась параллельно по обе стороны фронта. Вот открытка с самым высоким и самым низким немецким солдатом; вот такая же, но с солдатами императорских войск. Вот сбитый немецкий самолет... Русские солдаты лепят снеговика, изображающего кайзера... Одним из самых ярких событий стала и демонстрация экспонатов из музея Первой мировой войны в деревне Забродье, созданного художником Борисом Цитовичем, давним соратником Владимира Лиходедова. Художник демонстрировал, как работает старинный печатный офортный станок, тоже возрожденный благодаря проекту «В поисках утраченного». Автор проекта подводит итоги:

— Проведено около 50 выставок и презентаций, в том числе международных. Во Франкфурте, Страсбурге, Белостоке, Варшаве, Санкт–Петербурге, Москве, Киеве. Были экспозиции, посвященные Костюшко, Мицкевичу, истории Минска, войне 1812 года. Только в музее истории Великой Отечественной войны прошло около 30 выставок проекта! Мы никогда не отказываемся, если нас просят провести презентацию. По инициативе Алеся Карлюкевича была организована посвященная Пуховщине выставка на его родине, в Пуховичском лицее. На основе этой экспозиции в лицее школьниками был создан музей. Действует постоянная экспозиция «В поисках утраченного» в Полоцком университете. Выставки старых открыток с изображением православных храмов подарены Жировичскому монастырю и Дому милосердия. Тираж книги о храмах Александра Невского тоже почти весь подарен православной церкви. Должен заметить, что благотворительная работа проекта состоялась при поддержке мецената Владимира Пефтиева.

Музеии обелиски

Теперь проект «В поисках утраченного» ведет совместную работу с семьей Цитовичей по созданию в Вилейке музея Первой мировой войны. Помогла добиться появления музея «СБ», неоднократно поднимая этот вопрос в материалах, собрав представительный «круглый стол». В Вилейку будут безвозмездно переданы экспонаты из музея в Забродье и часть коллекции Владимира Лиходедова.



«В поисках утраченного» создает и памятники. Владимир Лиходедов вспоминает:

— Мне попалась фотография с памятником войны 1812 года — бетонным крестом, который в 1920–х годах был установлен там, где при прокладке дороги от Вилейки до Молодечно нашли останки погибших воинов. Монумент простоял недолго, был разрушен. Следов его не осталось, и старожилы не могли ничего вспомнить. Оставалось, собрав средства, восстановить его по фотографии и посвятить всем погибшим в Отечественную войну 1812 года. Удалось найти и крест, когда–то оставленный на могиле псаломщика Святовольской Кресто–Воздвиженской церкви Федора Юзефовича из деревни Великая Гать Ивацевичского района, погибшего во время восстания 1863 г. Поскольку вернуть крест с того места, где он сейчас находится, не представлялось возможным, по благословению епископа Пинского и Лунинецкого Стефана на могиле Юзефовича создали новый памятник.

— Владимир, вспоминаю, как мы ездили с вами и к обелиску в память войны 1812 года в Вилейском районе, который установлен благодаря Борису Цитовичу и проекту «В поисках утраченного».

— Поскольку туда ездит много туристов, решили сделать в Вилейке еще и аллею памяти трех отечественных войн. Увековечить погибших в войну 1812 года, Первую мировую и Великую Отечественную. Особенно важен памятник павшим в Великую Отечественную войну — ведь Беларусь особенно пострадала от зверств немецко–фашистских оккупантов.
Хорошо знают о проекте «СБ» и Владимира Лиходедова и в Польше. Там, в древнем православном Супрасльском монастыре, где когда–то была знаменитая белорусская типография, открылся музей печати и бумажного дела, тоже не без помощи собраний Лиходедова. С Белосточчиной у коллекционера давние связи. Там прошло немало выставок и презентаций, часть книг серии печатается в издательстве «Ортдрук», принадлежащем белорусу Георгию Андреюку.
Владимир поделился и своей мечтой — создать музей «В поисках утраченного» в Минске:

— Там будет показана история почтовой открытки в Беларуси, а может, еще и история периодических изданий и книгопечатания. Ждем предложений!

Летопись времен

Во время нашего путешествия по местам сражений войны 1812 года Владимир Лиходедов сказал: «Мне очень жаль, когда исчезают памятники и вместе с ними память. Огромно количество жертв гражданской войны — ее называли еще белопольской... Первая мировая на нашей земле тоже унесла миллионы жизней... Сколько памятников было погибшим — с одной и другой стороны. Где они? А посмотреть дальше — Северная война, схватки Великого княжества Литовского с Великим княжеством Московским... Где знаки об их жертвах и героях? Не нужно принимать чью–то сторону. Надо, чтобы народ просто помнил, что происходило на его земле. Моя главная задача как исследователя — просто правдиво показать события».

Заметная часть «В поисках утраченного» посвящена военной теме. С московским исследователем Кириллом Соколом, Лиходедов создал творческий проект «1812: Памятники Отечественной войне на старых почтовых открытках». С Владимиром Пефтиевым выпустил сборник «1812: Хронология Отечественной войны на старых почтовых открытках и в графике». Во вступительном слове к этому альбому государственный секретарь Союзного государства Беларуси и России Григорий Рапота отметил: «Настоящая книга представляет собой своеобразную летопись драматических событий двухсотлетней давности, героических деяний наших далеких предков. Благородные лица смотрят на нас со старинных гравюр и почтовых открыток. Эти люди своей самоотверженностью, отвагой и патриотизмом показали пример будущим поколениям».

— В юбилейный год войны 1812 года в приложении «Союз» газеты «Советская Белоруссия» печаталась хронология войны 1812 года, проиллюстрированная открытками из моей коллекции, — вспоминает Лиходедов. — Публикация вызвала интерес не только в Беларуси, но и в России, Франции, Польше... Сейчас то же самое планируем сделать в газетах «Советская Белоруссия» и «Звязда», но печатать уже иллюстрированную хронологию Первой мировой войны.

У Владимира Лиходедова еще много планов. Коллекция растет, теперь в ней не только открытки и фотографии, но и книги, периодические издания, плакаты. Проект «В поисках утраченного» имеет огромный потенциал, ибо никогда не исчерпается прошлое и его загадки.

Советская Белоруссия №67 (24450). Четверг, 10 апреля 2014 года.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter