Первому в Беларуси ансамблю старинной музыки "Кантабиле" исполняется 40 лет

Музыканты пришлись ко дворцу

Первый концерт ансамбля «Кантабиле» состоялся в 1976 году в Большом зале Белорусской государственной филармонии. Инструментальный состав: флейта, гобой, скрипка, виолончель, клавесин. Ансамблей, специализировавшихся на старинной музыке, в СССР было — по пальцам перечесть, в Беларуси же «Кантабиле» много лет оставался первым и единственным. В этом году коллектив отмечает 40-летний юбилей, и не будет преувеличением сказать, что именно с него началось постепенное возвращение из небытия композиторов и тем, прочно забытых в советские годы.

Первый состав ансамбля объездил весь СССР, от Бреста — до Владивостока.

— Идея создать ансамбль возникла у моего отца, флейтиста Государственного академического симфонического оркестра Геннадия Гедыльтера, — устраивает экскурс в историю сын основателя «Кантабиле», нынешний художественный руководитель и солист ансамбля, флейтист Евгений Виданов. — Однажды они с солистом–органистом Александром Фисейским сыграли концерт, который очень понравился публике. Тогда и появилась мысль собрать коллектив, который будет специализироваться именно на старинной музыке, потому что в СССР она звучала редко. Считалась церковной, поскольку ее создатели в основном служили органистами в церквах, а в советский период этот факт имел значение. Но если не сильно акцентировать внимание на основном месте работы Баха или Телемана, эту музыку все–таки можно было исполнять, и она находила своего слушателя.

Ансамбль «Кантабиле», в который приглашались только высококлассные музыканты, сосредоточился на композициях XVII — XVIII веков. В 1970–е они не то что крайне редко звучали в концертных залах Советского Союза, но даже в виде нот представляли собой настоящую редкость. Чтобы найти материал, требовалось приложить массу усилий. Не существовало ни ксероксов, ни интернета, и ноты по крупицам собирались по всему Союзу. Полуразмытые фотографии партитур присылались из Владивостока, из Еревана, что–то переписывалось от руки и пополняло коллекцию Гедыльтера, из которой он отбирал самое эффектное.

— У отца был дар аранжировщика, — рассказывает Евгений Виданов. — Он обучался этому мастерству у белорусского композитора Николая Аладова и аранжировки ансамбля «Кантабиле» в основном делал сам. Это была одна из составляющих успеха коллектива.

Нотная коллекция Геннадия Гедыльтера сохранилась по сей день, в последние годы жизни музыкант сделал каталог, иначе было бы трудно разобраться в огромном массиве накопленных материалов. А так библиотека служит уже новому составу, принявшему эстафету у старой гвардии.

К слову, именно «Кантабиле» в 1980 году стал первым исполнителем произведений знаменитого «Полацкаго сшытка». Конечно, эта музыка по сравнению с сочинениями великих композиторов несколько примитивна, она танцевальная, бытовая. Коллеги посмеивались над музыкантами «Кантабиле», в каждый концерт вставлявшими произведения из «Полоцкой тетради». Но те упрямо продолжали играть — и постепенно приучили всех к мысли, что белорусская музыка есть. Не только народная, но и дворцовая, аристократическая.


Аналогов коллективу на территории Беларуси не было. В СССР существовало несколько ансамблей, работавших в сходном направлении: и «Барокко», и «Концертина», и «Академия старинной музыки» Татьяны Гринденко, которая тогда шла путем восстановления аутентичных инструментов и манеры исполнения. Но «Кантабиле» был столь популярен, что в иные годы давал больше концертов, чем оркестр «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова. Белорусы исколесили пространство от Бреста до Владивостока, всюду собирая полные залы.

— В ансамбле играли как минимум концертмейстеры симфонического оркестра, солисты филармонии: Константин Шаров — солист–органист, Петр Сакин — концертмейстер группы вторых скрипок, Сергей Драбкин — виолончелист, и мой отец, на тот момент первый концертмейстер группы флейты Государственного академического симфонического оркестра Беларуси. Это был тот ансамбль, которому принадлежала всесоюзная слава, — вспоминает Евгений Виданов. — Я пришел в коллектив в 1991 году, когда трагически ушел из жизни бессменный гобоист «Кантабиле» Валерий Фролов.

Сейчас в основном составе 4 человека: флейта — Евгений Виданов, скрипка — Светлана Попова, виолончель — Станислав Петченко, клавесин — Вадим Сидоров. В таком виде коллектив оформился в начале нулевых: 40 лет для ансамбля слишком большой срок, чтобы можно было обойтись без перемен. Немного видоизменилась и творческая концепция: сегодня «Кантабиле» играет и музыку XIX века, поднимает пласт шляхетной культуры, сотрудничает с реконструкторами, занимающимися реставрацией балов, а в Несвижском замке солистов называют просто — «наши музыканты». Появились и стилизованные реконструированные костюмы — специально для «аутентичных» выступлений. Евгению Виданову даже пришлось заказывать себе специальные очки на старинный манер — чтобы смотрелись не как современные:

— Уже много лет мы сотрудничаем с Несвижским замком. Это очень почетно: немногие в XXI веке могут похвастаться званием дворцовых музыкантов. А мы можем! Мы впервые получили возможность играть танцы не как концертное произведение, а как аккомпанемент, и наша музыкальная картинка вдруг приобрела формат 3D, когда видишь, как все было на самом деле. И сколько бы раз мы ни играли в Несвиже увертюру к опере «Агатка» Иоганна Голанда, бывшего руководителем капеллы у Пане Коханку, всегда мороз по коже. Ведь играем в том самом замке, где эта музыка была исполнена впервые. Непередаваемое ощущение!

Музыка не стареет. Ее как будто не существует, когда она лежит в библиотеке, пылится в архивах в виде забытых нот. Но стоит ей вновь зазвучать на сцене — и куда деваются 200 лет, прошедшие с роскошных балов во дворцах Радзивиллов? Как говорят музыканты: «Это машина времени, которая никогда не выключается».

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 177 (25059). Четверг, 15 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter