История об интригах

Моцарт и Сальери: снова вместе

Во многом эта история об интригах, причем не только придворных, но и по национальному признаку: сначала итальянцы «победили» австрийцев (немцев) в музыке (или, скорее, в «правильном» устройстве при дворе), а потом немецкоговорящие нанесли ответный удар — жестокий.


Антонио Сальери и Вольфганг Амадей Моцарт

Сальери не повезло. Глобально, по–крупному. Талантливый и успешный композитор, итальянец, сделавший блестящую карьеру в Вене (и тогда, и сейчас считающейся музыкальной столицей Европы), имевший множество талантливых учеников (среди них Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт и Ференц Лист), счастливо проживший всю жизнь в браке с одной женщиной (восемь детей, между прочим), сегодня в общественном сознании он чаще всего связан с именем Моцарта. Это, в принципе, нормально: они жили и творили в одно время и в одном месте, были друг с другом знакомы, и достаточно близко. Сальери всего на шесть лет старше Моцарта, но нам представляется глубоким стариком, завидующим молодому искрящемуся гению. Сальери был талантлив, Моцарт — гениален. Но для современников талант Сальери (не только музыкальный, но и дипломатический) был очевиден, гений Моцарта — не настолько. Талант — да, но осознание гениальности пришло все же после смерти — да, увы, слишком ранней (35 лет).

Другой гений, ушедший почти так же рано, Александр Сергеевич Пушкин, увидел в отношениях двух композиторов драму (и даже больше — высокую трагедию), к тому же именно в те годы слухи о том, что Сальери Моцарта отравил, циркулировали настолько настойчиво, что, как утверждают биографы, лишили Сальери рассудка (он даже пытался покончить с собой). Пушкин в своих «Маленьких трагедиях» был первым, кто дал легенде (хотя все же правильнее назвать ее сплетней) литературную жизнь. А что написано пером... Сами знаете. Римский–Корсаков потом оперу написал — и сплетня стала восприниматься как факт.

Вдохновленный пушкинской трагедией британский писатель Питер Шеффер в 1979 году написал пьесу «Амадей», а чешский режиссер Милош Форман снял по ней фильм, удостоившийся восьми «Оскаров» (в том числе за лучший сценарий, написанный тем же Шеффером). История про старого (а ведь разница всего шесть лет, мы помним) способного композитора, смертельно завидующего юному гению и бросающего из–за этого вызов Богу, стала почти канонической. И в этом есть величайшая несправедливость. Такая, что в 1997 году в Вене прошли судебные слушания, пришедшие к выводу: смерть Моцарта была естественной, Сальери ни в чем не виноват. Но слышали ли вы музыку Сальери? То–то и оно. А Моцарт — повсюду: мы и сегодня восхищаемся его бурлящим гением, едим конфеты его имени и обиваем пороги его домов в Зальцбурге и Вене. Кстати, в Вене адресов, по которым жил Моцарт, аж 13 (он был попрыгунчиком, не сиделось ему на одном месте). Не все дома сохранились, но многие по–прежнему стоят.

Венцы относятся к Моцарту легко, по–свойски. «Вы знаете, он страдал биполярным расстройством», — шепчет мне на ухо гид Франц, как будто выдавая тайное знание или делясь неприличной сплетней. Мы как раз стоим во дворе одного из моцартовских домов, и Франц с удовольствием рассказывает не только о невротическом Моцарте, но и о Моцарте транжире. Заодно развенчивает еще один, как оказывается, миф, с которым мы сжились: о том, что гений был похоронен в общей могиле для бедняков (в «Амадее» Формана это тоже есть). Нет, обычные у него были похороны, скромные, да, по третьему разряду — так жена (вернее, уже вдова) деньги экономила. Музыканты тогда зарабатывали совсем не так, как сейчас: Моцарт не то что на виллу в Майами, на квартиру в Вене так и не заработал.

Зато в январе в Праге в Чешском музее музыки немецкий исследователь творчества Сальери Тимо Херман нашел считавшиеся более 200 лет утерянными ноты кантаты «К выздоровлению Офелии». Офелией в данном случае была популярнейшая в свое время певица Анна (Нэнси) Стораче, которая потеряла голос накануне премьеры оперы Сальери «Пещера Трофония», где как раз и должна была исполнять партию Офелии. А по случаю возвращения голоса Сальери и Моцарт совместно (!) написали кантату. Только что Тимо Херман исполнил найденный отрывок (всего четыре минуты) в Праге на клавесине. Снова примирив гения (Моцарта) и талант (Сальери).

sbchina@mail.ru

Советская Белоруссия № 32 (24914). Пятница, 19 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter