В Минске открылась уникальная выставка елочных игрушек

Мистическая история игрушек

Парашютисты из ваты и воздушные корабли с надписью «СССР» — так выглядели первые советские елочные игрушки. Чуть позже, в 1937 году, на стекле стали изображать членов Политбюро, а вплоть до середины 60–х — солнечно–желтую кукурузу, главный символ хрущевской «оттепели». Со временем на смену злаковой культуре пришли лесные шишки и остроконечные сосульки, которых на новогоднем посту вскоре сменили герои любимых детских сказок. Изучать историю страны таким вот необычным способом — по елочным игрушкам — предлагает детям и их родителям столичный предприниматель Андрей Бегун. Более 400 экспонатов его уникальной коллекции на днях перекочевали в Национальный исторический музей. На единственной в своем роде выставке елочных игрушек представлены в том числе и раритетные вещицы: например, австро–венгерский стеклянный шар конца XIX века с самого настоящего венского рождественского бала.



Экспонаты для своей коллекции Бегун уже не первый год собирает по блошиным рынкам и антресолям знакомых. Сейчас в его собрании — игрушки на любой вкус, цвет и материал: стеклянные, деревянные, металлические, фарфоровые и даже соломенные. Последние, кстати, попали в коллекцию совсем недавно. Андрей случайно увидел их в одном из столичных сувенирных магазинов:

— Не удержался и купил. Экоигрушки сейчас очень популярны. У меня в коллекции уже есть экспонаты с сезалем и пшеничными колосьями.

* * *

Друзья и знакомые тридцатитрехлетнего коллекционера уже давно привыкли к тому, что из путешествий и командировок ему нужно везти не магниты и сувенирные кружки — всем туристическим безделушкам Бегун предпочитает елочные украшения. Например, вот этот деревянный Щелкунчик (на фото) попал в Минск из немецкого Ротенбурга–на–Таубере. Здесь, кстати, находится самый известный в Европе магазин елочных игрушек, рассказывает коллекционер:

— Уже более 40 лет семейное предприятие «Кете Вольфарт» является крупнейшим в мире изготовителем традиционных немецких рождественских украшений. Выставки–продажи работают в Ротенбурге круглогодично.

Еще один Щелкунчик из коллекции Бегуна — уже дело рук мастериц Клинской фабрики елочных игрушек. К слову, старейшей на территории бывшего Советского Союза. Сегодня она является крупнейшей в России и специализируется на выпуске формовых игрушек, уточняет Андрей:



— Для того чтобы елочная игрушка приобрела форму звездочки, собачки или, скажем, Щелкунчика, мастера сначала изготавливают необходимую форму из гипса. Затем на ее основании делают форму из железа, в которую мастерицы вдувают стекло. Поверьте, это очень трудоемкая и кропотливая работа.

Процесс производства новогодних украшений на выставке представлен наглядно — на больших экранах посетители могут увидеть короткие ролики, демонстрирующие все этапы создания игрушки: от выдувки и серебрения до росписи и покраски.



— Мы специально съездили в Украину на Клавдиевскую фабрику игрушек, чтобы снять это видео. В советские времена она была одной из трех крупнейших предприятий по производству елочных украшений. В сутки здесь делали целый грузовой вагон украшений — и все вручную. Клавдиевские игрушки украшали новогодние елки по всему Союзу.

* * *

Самый старый экспонат выставки одновременно является и самым большим — это стеклянный шар диаметром более 450 миллиметров времен Австро–Венгерской империи. Когда–то в нем отражались танцующие вальс на венском рождественском балу. Раритетную игрушку Андрей купил несколько лет назад на блошином рынке в Венгрии:



— Торговаться пришлось очень долго — старый подвыпивший венгр ни за что не хотел сбивать цену. К сожалению, установить точный год выпуска шара у меня пока не получилось. Скорее всего, это конец XIX века.

Есть в коллекции Бегуна и точная копия шара, которую стеклодувы подарили Папе Римскому Иоанну Павлу II. Оригинал занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая игрушка, выдутая из стекла. На стенде рядом — пример того, как на шаре 120 мм может поместиться целый шедевр. Такая роспись даже для опытного художника — задача непростая, ведь оригинальный рисунок с высокой точностью надо перенести на маленькую полусферу. Миниатюрные копии картин Пабло Пикассо, Марка Шагала, Ивана Шишкина и Сальвадора Дали выполнены специально для выставки в единственном экземпляре:
— Мы заключили с художником контракт, по условиям которого он не имеет права наносить представленные шедевры мировой живописи на елочные игрушки. Каждый из восьми шаров расписан маслом — вещицы действительно уникальные в своем роде.

Андрей Бегун надеется, что разовая выставка со временем превратится в постоянно действующий музей. И просит читателей «СБ» внести свой вклад в его создание:

— Если у вас на чердаках и антресолях залежались старенькие звездочки и снегурки, прошу, не выбрасывайте их. Приносите нам. Обещаю: мы найдем для них достойное место.

Кстати

Взять в руки кисть на выставке может любой желающий — практикумы по росписи игрушек проходят здесь ежедневно. Предварительная запись требуется только для больших групп. Все собственноручно раскрашенные игрушки можно забрать с собой.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия №226 (24607). Четверг, 27 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter