Минчане увидели спектакль Романа Виктюка «Нежность» с Сати Спиваковой в главной роли

«Нежность» прошла при полном зале на сцене Дома офицеров
Музыкально-драматический спектакль «Нежность», с успехом идущий на одной из сцен Московского международного Дома музыки, добрался до Минска и стал одним из пунктов программы фестиваля «Владимир Спиваков приглашает». Кто знает, увидели бы мы когда-либо необычную постановку Романа Виктюка, если бы маэстро не включил ее в программу своего форума.


«Нежность», прошедшую при полном зале на сцене Дома офицеров, можно было бы с полным правом назвать моноспектаклем. На то, чтобы просто зачитать проникновенным голосом одноименную новеллу Анри Барбюса, у актрисы Сати Спиваковой не ушло бы много времени, никаких других героев, кроме безымянной женщины, пишущей письма любимому человеку, с которым она рассталась, в этом пронзительном небольшом произведении нет и создать их из пустоты, казалось бы, невозможно. 



Однако всегда загадочный и неожиданный Виктюк не изменил себе и на этот раз: вместе с голосом актрисы звучит и голос музыки. И чаще он оказывается громче и выразительнее слов, ведь подлинные чувства невозможно до конца описать словами и проговорить вслух. 



Все, что осталось за кадром (а одному из лучших режиссеров удалось выстроить спектакль на редкость кинематографичный, где взгляд зрителя, как камера оператора, мгновенно фиксируется на крупных планах, деталях, движениях и звуках), все промежутки, отделяющие письмо от письма и обозначающие прошедшие годы, заполнял рояль, за которым сидела блестящая пианистка Басиния Шульман. В середине постановки к ней присоединился струнный квартет.



Впечатление от живой музыки на театральной сцене, где она внезапно оказывается одним из максимально задействованных и эффектных выразительных средств, остается мощное. В сочетании с обилием приемов пластического театра, с прогулками босиком по сцене, минималистическими декорациями (только в конце зритель узнает, что героиня давным-давно мертва, а значит, говорит со своим любимым Луи из ниоткуда, из пустоты) музыка – от Шумана до Сезара Франка – придает каноническому тексту французского классика новое измерение и дополнительную глубину.


 
С переносом на сцену, ровно как с экранизациями, у прозаического текста нередко возникают проблемы: при неглубоком подходе текст бунтует, выпирая со всех сторон из шитых белыми нитками картин и постановок. 


К счастью, Роман Виктюк по-прежнему хорош на грани гениальности: каждому слову, жесту и мелодии определено свое место – причем, определено на редкость любовно и живописно. Барбюс бы пожалуй что и оценил. Оценил и белорусский зритель, всегда безупречно щедрый, даже если дело того, в общем-то, не стоит – и еще более щедрый, когда увиденное оправдало его надежды.  

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter