В Гродно прошла международная конференция фокусников

Ловкость рук и много обмана

Гродненская конференция иллюзионистов собрала 50 фокусников из 3 стран
Такого количества импозантных бархатных пиджаков и жилеток сцена Большого зала Гродненского драмтеатра не видела давно. Каждый иллюзионист знает: для качественного обмана нет ничего лучше, чем аристократический антураж и фигуристые ассистентки в блестящих купальниках. И, само собой, кролики. Как же без них. Однако, это далеко не весь перечень нюансов, позволяющих создавать фокусникам то, что нам кажется настоящим волшебством. В эти выходные в Гродно секреты мастерства самой загадочной профессии в мире раскрывали маститые маги на международной конференции Magic Grodno–2014.


Пока в актовом зале волшебники деловито, как на научном семинаре, раскладывали по полочкам механику волшебства, вокруг тех, кто вышел в фойе попить кофе, сужал круги интересный персонаж среднего возраста с плутовской улыбкой. Всех, кто имел неосторожность зацепиться за него взглядом, он информировал, что готов поделиться уникальными аксессуарами для начинающего волшебника. И открывал старенький потертый чемоданчик, доверху заваленный «очень редкими» — по его заверениям — колодами карт, конечно же, магическими; яркими атласными платочками с потайными карманчиками–петельками–крючочками и классическими цельными металлическими кольцами, которые, несмотря на кажущуюся монолитность, можно нанизывать друг на дружку.


— А деньги ваш чемодан выдает? — в шутку спрашиваю я.


— Конечно, — немедля отвечает продавец Юргис. — Только их надо сначала нарисовать, а все остальное сделает второе дно.


Нотку серьезности в происходящее вносит выскочившая на минутку из конференц–зала иллюзионистка из Витебска Елена Постернак. На конференции она ведет семинар по эскапологии — искусству выбираться живой и здоровой из любого плена. Будь то цепи, мешки или веревочные путы. Сама себя называет единственной последовательницей Гарри Гудини в стране и ведет себя подобающе такому высокому статусу: спокойно, лаконично и немного высокомерно. Рассказывает, что когда–то в 14 лет увидела по телевизору трюк с подводной камерой пыток и загорелась желанием не только повторить, но и усовершенствовать его. Оказалось, что достигнуть цели не так–то просто:


— Пришлось серьезно заняться йогой, плаванием, учиться надолго задерживать дыхание. Стало понятно, что этот жанр тяжелый, опасный, экстремальный. Но я не отступилась — и сегодня читаю свой первый семинар.


С течением разговора становится понятно: Елена улыбается редко. За маской педантичности явно проглядывает страх совершить ошибку, которая может дорого обойтись. Пусть даже не в ходе трюка, но и в простой беседе. И тем не менее даже у нее на сцене находится место юмору. Буквально спустя секунду после того, как первый же попавшийся зритель туго связал девушке руки и ноги веревкой и прикрыл ширмой, она уже с деланным раздражением машет на него: отойдите, не мешайте. Еще секунда — и руки снова в веревочной петле.


Фокусник с 30–летним стажем Петр Стасевич из Минска констатирует: иллюзионный жанр в нашей стране наконец–то сдвинулся с мертвой точки. Если еще 5 — 7 лет назад в нем первую скрипку играли фокусники–самоучки, замкнувшиеся в своем наборе шаблонов, то сейчас в магии царит дух творчества:


— Сегодня способы исполнения большинства трюков можно найти в интернете. Чтобы их повторить, понадобятся сноровка и какое–то время для тренировки. В этом нет ничего сложного. «Фишка» в том, чтобы придать скопированному номеру индивидуальность, зацепить зрителя, удивить его, ошарашить, раскачать для всплеска эмоций. В одиночку угадать с правильной режиссурой выступления очень сложно. На гродненской площадке мы подсказываем молодежи, в каком месте номер требует «подтяжки», а где надо просто отпустить ситуацию и предоставить зрителям самим себя развлекать.


А в том, что подобного рода развлечения необходимы, можно было убедиться на концертах, которые участники конференции дали на сцене Гродненского областного драмтеатра. Билеты на представления закончились задолго до их начала. Настоящую бурю эмоций вызвало выступление председателя Российской ассоциации иллюзионистов Владимира Руднева. Он покорил зал фокусами, предназначенными для единственного зрителя. Пока вызванный на сцену случайный гродненец удивленно следил за тем, как из рук маэстро непонятным образом исчезают красные шарики, весь зал заходился в хохоте, видя, что ловкие руки фокусника просто выкидывают яркие аксессуары за спину ошеломленному зрителю. Стремясь быть поближе к публике, маэстро спустился со сцены и творил чудо прямо в проходах между зрительных кресел.


...Наручные часы, незаметно собранные с зевак за время этого выхода, иллюзионист раздал в конце своего выступления.


В течение всего представления не покидало ощущение дежа–вю. Вспоминалось самое яркое событие в вымышленной булгаковской Москве: сеанс черной магии с последующим разоблачением. И тот же вопрос, которым когда–то задавался Воланд, затевая мероприятие, я задала опытным магам: за прошедшие десятилетия изменилась ли публика? Оказывается — нет. Мы все также ждем чуда и верим в волшебство. А простые фокусы, как и раньше, повергают в недоумение даже маститых академиков. Только сейчас они склонны предполагать, что разгадка — в использовании высоких технологий. А ведь все гораздо проще: ловкость рук и много обмана.

czcz@onet.eu


Советская Белоруссия №181 (24562). Вторник, 23 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter