Культурный слой просит сочувствия

В Министерстве культуры подсчитали, что статус историко–культурной ценности в стране...

В Министерстве культуры подсчитали, что статус историко–культурной ценности в стране имеют 5 тысяч 425 объектов. Статистика впечатляющая. Но никто не считал, сколько из этих ценностей действительно охраняются и содержатся в надлежащем виде. Не секрет, что многие разрушаются. За примерами далеко ходить не надо. Накануне госохраны лишился каменный могильник ХIII — ХIV веков в деревне Ольшаны Кореличского района. Причина проста: он перестал существовать, как выяснил Вадим Лакиза, завотделом археологии первобытного общества Института истории НАН, при строительстве дороги и заправки. Нормально ли это? Куда смотрели местные власти? Ответ из исполкомов приходит всегда один: недоглядели, потому что некому, нет средств.


Главная проблема — это неучтенность огромного массива культурного наследия. Именно от незнания, чем богата страна, порой возникает ошибочное представление, что Беларусь — это якобы бедное на достопримечательности государство.


Отправимся в Полоцк, который в мае отметит 1150–летие. Что с тех давних пор осталось? Пересчитать можно по пальцам одной руки: Софийский собор и Спасская церковь, иезуитский коллегиум...


Но если включить в объем ценного наследия довоенные, «сталинские» архитектурные шедевры, о которых не всегда упоминают путеводители, то панорама получится более внушительной.


В Живом журнале darriuss.livejournal. com опубликованы снимки и фактура, которая помогла бы и специалистам внимательнее отнестись к архитектурному наследию города. Некоторые здания напоминают о том периоде, когда Полоцк был центром области (50–е годы). Кинотеатр «Родина» и баня с выложенной на фасаде надписью по дореформенному белорусскому правописанию «Лазьня» отсылают нас к довоенной эпохе. Правда, здания имеют свойство ветшать. И если завтра их снесут, что потомки узнают о Полоцке начала ХХ века? «От угрозы уничтожения может спасти только осознание всем обществом ценности окружающего архитектурного ландшафта», — подсказывает рецепт спасения Анатолий Бутевич.


Эксперты спешат спасти


Хуже, когда сами районные начальники предлагают снести памятники истории и культуры. Такой прецедент случился в Горках. Пришлось снаряжать «экспедицию» из Минкультуры и Национальной академии наук — выезжать на место и разбираться.


Общественный совет по сохранению и приумножению историко–культурных ценностей, благоустройству и социальному развитию Горок и Горецкого района предложил исключить из госсписка жилые дома № 4 и 6 по улице Тимирязева и дом № 3 по Мичурина. Вот такое «приумножение».


Чтобы разобраться в ситуации, в райцентр срочно выехали члены Белорусской республиканской научно–методической рады по вопросам историко–культурного наследия при Минкультуры. Начальник управления по охране историко–культурного наследия и реставрации Минкультуры Игорь Чернявский, зампредседателя Общественного совета по делам культуры и искусства при Совете Министров Анатолий Бутевич, помощник гендиректора РУП «Главгосстройэкспертиза» Иван Журавлев, изучив здания снаружи и изнутри, пришли к единому мнению: сохранить!


Ольга Левко, завцентром истории доиндустриального общества Института истории НАН, дала дельный совет: в одном из помещений устроить музей. А местных жителей решено переселить в новые дома.


Историческая правда


В Несвиже, объявленном нынче культурной столицей страны, по свидетельству Андрея Метельского, старшего научного сотрудника Института истории НАН, на улице Ленинской уничтожены дома № 5, 7, 20 начала XX века:


— Их сносят, а взамен ставят новоделы, обложенные кирпичом под старину. И это не все. Единственный оставшийся бастион середины XVII века возле бенедиктинского монастыря засыпают.


Ученый знает что говорит. Он исследовал Несвиж на протяжении многих лет. Но, несмотря на успехи реставраторов в замке, констатирует печальную тенденцию:


— Еще в 50–е годы прошлого века Несвиж не уступал ренессансному городу–музею Замосць в Польше, включенному в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но в 60–е годы в Несвиже начали сносить старинные дома и ставить уродливые пятиэтажки.


Дуб срубили, монумент установили


Полтора года назад в Бешенковичах срубили ветхий дуб Наполеона. Хотя могли укрепить и сохранить — к 200–летию русско–французской войны такая достопримечательность была бы очень кстати.


В этом году бешенковичские власти приняли решение установить новый памятный знак в деревне Островно — в честь 200–летия битвы русских с французами. Хорошее дело. А районный историко–краеведческий музей до 15 мая проводит викторину, посвященную 200–летию битвы под Островно. Не забыть бы только, что в том же селе требует внимания по сей день разрушающийся храм, помнящий баталии.


Благие намерения ведут к Княжей Горе


Совет Министров еще 16 марта придал статус историко–культурной ценности 131 объекту в стране. Среди них картины художников Парижской школы, купленные одним из банков на аукционе за рубежом. На очереди не менее интересные реликвии. Научно–методическая рада по вопросам историко–культурного наследия предложила придать статус ценности названию урочища Княжая Гора возле деревни Ляхчицы Кобринского района. Это первый топоним, который может быть взят под охрану государства. Когда–то на горе стоял крест, бытовало о необычном месте народное предание, связанное с Ольгой — женой волынского князя Владимира Васильковича, жившего в XIII веке.


Вызывает беспокойство только то, что принятие той или иной ценности в госсписок не спасает ее автоматически от варваров. Курганы можно разрушить, дерево спилить, а здание снести — и исключить из «охранного» реестра. Были прецеденты, когда некоторые объекты вычеркивали из списка, а затем уничтожали. А в Минске, например, охранными досками обозначено лишь 419 из 538 памятников архитектуры, истории, искусства, археологии, внесенных в госсписок.


Ищите сайт


В 2009–м Белорусское телеграфное агентство издало подготовленный в Министерстве культуры «Дзяржаўны спiс гiсторыка–культурных каштоўнасцей Рэспублiкi Беларусь». В книжных магазинах увесистый том не продавался. Распределили по госорганизациям. Тираж книги 1.000 экземпляров дошел не до всех. В нашей редакции ее также нет. В отсканированном виде раритет мне удалось случайно обнаружить на Ганцевичском краеведческо–информационном портале: http://www.gants–region.info/_ld/0/58_spisak.pdf


Список все время обновляется, и в эпоху информационных технологий разумно было бы создать специализированный портал, посвященный базе данных национального наследия, совместно с такими сайтами, как radzima.org, источник (на этих ресурсах учтено намного больше объектов, чем в утвержденном Советом Министров перечне).


Долг работников культуры на местах — заботиться о реликвиях в своих регионах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter