Пианист и композитор Юрий Блинов - о том, что общего у музыки с футболом, и легко ли проводить в Беларуси международные фестивали

Концерт для свистка с оркестром

Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ

Появление нового композитора на музыкальном небосклоне — вещь достаточно редкая, а потому привлекающая к себе внимание, тем более когда в роли творца выступает известный и популярный исполнитель. Пианист Юрий Блинов, хорошо знакомый как белорусским меломанам, так и взыскательной зарубежной публике, и раньше время от времени представлял некоторые свои сочинения на суд слушателей, но полноценную авторскую программу собрал только сейчас. Корреспондент «СБ» встретился с Юрием Блиновым за чашкой кофе и выяснил, что общего у его музыки с большим спортом, как превратить город Дрогичин в музыкальную столицу и легко ли сегодня найти спонсоров для проектов в сфере искусства.

— Юрий, как вы решились наконец на авторскую программу?

— Как человеку, который сочинять музыку и ходить начал практически одновременно, мне долгие годы было неловко, что все силы, вся творческая энергия обычно уходят в игру, а то, что остается — в педагогику и общественную деятельность. В какой–то момент понял: уже пора показать — я автор, а не только исполнитель. Прошлым летом решил собрать то, что у меня было из сочинений, наконец–то закончить лежавшее недописанным и представить на авторском вечере в Белгосфилармонии.

— В программе у вас что–то необычное — например, что вы спрятали под названием Concerto Krooso для фортепиано, струнного оркестра, ударных и свистка?

— Это старинный жанр concerto grosso, но в названии обыгрывается имя известного немецкого футболиста Тони Крооса. Я вообще давний и страстный футбольный болельщик, и во время последнего чемпионата мира мне пришла идея «скрестить» классическую музыку с профессиональным футболом и посмотреть, что из этого выйдет. Вышла довольно большая, довольно серьезная, красочная вещь, можно сказать, эпическая поэма о жизни и игре.

Еще одна идея посетила буквально на бегу (да, я бегаю, что странно для музыканта, но, между прочим, пробежал в октябре на 30–м Мюнхенском марафоне полумарафон, дистанцию в 21 км). У меня было написано несколько эффектных пьес для фортепиано, я досочинил ряд этюдов, чтобы в итоге их получилось 10, на разные виды техники. И назвал «Декатлон» (международное название десятиборья). А потом узнал, что у нашего знаменитого десятиборца Андрея Кравченко в январе день рождения, и решил посвятить весь цикл ему. Это небольшие, очень эффектные и технически крайне сложные пьесы.

— Вы много и выступали, и преподавали за границей. Если говорить о зарубежном музыкальном образовании и о белорусском, наверняка есть серьезные отличия?

— Разница прежде всего в том, что за рубежом обычно встречается такой тип студента, который много знает, много хочет, но мало умеет. Его надо учить элементарным профессионально–техническим вещам. Но зато он тебе четко скажет, в каком году было написано произведение, при каких обстоятельствах, с какой идеей... У нас ситуация обратная. Наша школа на начальном уровне еще работает исправно, 5 — 6 часов в день гаммы, арпеджио, упражнения для пальцев, все быстро, ярко, громко, бегло, а дальше что? А дальше начинаются проблемы. Потому что люди не знают, не могут выразить каких–то элементарных вещей: о чем эта музыка, какой это стиль, время, эпоха, жанр. У студентов сейчас очень узкий культурный кругозор! Неоднократно сталкивался с тем, что начинаю на уроке говорить, допустим, про немецкую романтическую поэзию или импрессионизм в живописи, а им это непонятно.

Авторский вечер пианиста и композитора Юрия Блинова в Белгосфилармонии.
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА

— Известно, что вы стараетесь поддерживать начинающих исполнителей...

— Я организовал в Дрогичине (у меня глубокая, постоянная связь с моей малой родиной) международный конкурс юных музыкантов «Палескi агеньчык». Идея пришла спонтанно. Сыграли роль два момента: наша музыкальная школа наконец–то переехала в новое здание. А потом из Германии сюда позаниматься в тихом месте на рояле прибыл мой друг и коллега, всемирно известный пианист Борис Блох. Дрогичин ему невероятно понравился. Признался, что хочет приехать еще. И возникла почти сюрреалистическая на тот момент мысль, я сказал: «Боря, а вот если мы устроим здесь конкурс? Ты будешь председателем жюри!»

Мы сразу решили, что у нас будет две номинации — фортепиано и баян, так как понятно, что баян — наше все. Больше нигде в мире, по–моему, такого сочетания нет. И люди поехали в Дрогичин с большим удовольствием, в первый же раз было более 200 участников.

— Для проведения конкурсов требуются средства, как вы решали этот вопрос?

— Нас частично поддерживает Брестский облисполком, частично — Дрогичинский райисполком, все остальное добираем за счет спонсорских средств, вступительных взносов и концертов открытия и закрытия, на которые продаются билеты.

— Время нынче сложное, не собираетесь приостановить проведение конкурса?

— «Палескi агеньчык» проводим раз в 2 года, и сейчас уже принимаем заявки. Добавили третью номинацию — композицию, председателем жюри согласился быть сам Сергей Альбертович Кортес. Что радостно: даже на первый конкурс собрались участники из всех близлежащих стран — были и Польша, и Россия, и Литва, и Украина. А в этот раз обещал приехать уже и Китай. Так что ничего не сворачивается, наоборот, расширяется география.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 30 (24912). Среда, 17 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter