Нужно ли открывать профессионально ориентированные классы в музыкальных школах?

Колледж держит марку

Отдать ребенка «на музыку» — для кого–то это вопрос реальной одаренности детей. Для прочих — маркер престижа или просто принцип «так надо»: положено испокон веку в приличных семьях обучать отпрысков игре на инструментах — вот тебе, чадо, флейта, дерзай! В соседней России решили попробовать провести разделительную линию между детьми, которых родители изначально нацеливают на музыку как профессию, и теми, от кого не требуется многочасовых подвигов за роялем или со смычком в руке. Несколько московских музыкальных школ работали этот учебный год в экспериментальном режиме — обучая по разной программе детей обычных и профессионально ориентированных. Подобная практика не прошла мимо белорусской музыкальной общественности и вызвала противоречивые отзывы и споры.


Для одних музыка — это хобби, для других — будущая профессия. фото  Виталия  Пивоварчика.

Свои резоны есть у каждой из сторон дискуссии. Например, Республиканская гимназия–колледж при Белорусской государственной академии музыки остро заинтересована в появлении профессионально ориентированных классов, говорит директор учебного заведения Семен Климанов:

— К сожалению, сейчас некоторые основы обучения подрываются. Нынешняя система музыкального образования — это система дополнительного образования. В такой ситуации между учреждениями нашего типа и детскими музыкальными школами намечается все больший разрыв. На всех заседаниях учебно–методических объединений мы обсуждаем эту проблему. Все зависит от степени заинтересованности родителей и ребенка: насколько профессионально и самоотверженно он будет заниматься именно образованием в сфере музыки. И мы действительно часто обсуждаем вопрос о введении профессионально ориентированных классов или хотя бы учебных групп в музшколах. Безусловно, на мой взгляд, они должны быть. Но это всегда связано с дополнительным финансированием и наличием квалифицированных кадров.

Интерес гимназии–колледжа можно понять: единственное в своем роде учебное заведение республиканского уровня заинтересовано в том, чтобы собрать под своей крышей и дать путевку в жизнь максимальному количеству одаренных детей — именно с прицелом ввести их в профессию, воспитать ярких музыкантов и будущих педагогов максимально высокого уровня. И профессионально ориентированные классы ДМШИ могли бы помочь в выполнении задачи.

— По наследству нам досталась семилетняя система обучения в музыкальных школах, а для поступления в любой колледж нужно окончить 9 классов, — напоминает Семен Климанов. — Чтобы музыкой заниматься профессионально, начинать приходится с раннего возраста, с 5 лет. И вот здесь образуется разрыв в 2 — 3 класса, который каким–то образом нужно компенсировать. И профессионально ориентированные классы могли бы эту функцию выполнять. Конечно, один из вариантов — поступить к нам. И мы об этом варианте везде где только можно пытаемся говорить и консолидировать одаренных учащихся именно в нашем заведении. С другой стороны, я думаю, таких ребят в реальности гораздо больше, чем может учиться у нас и в учреждениях подобного типа. Поэтому я полагаю, что профессиональную ориентацию в музыкальных школах действительно нужно вводить.


Необходимо возрождать престиж профессии музыканта. Фото  Павла Чуйко.

С идеей разных уровней обучения не согласна директор минской Детской музыкальной школы искусств № 10 имени Евгения Глебова, заслуженный деятель культуры Тамара Куницкая:

— В нашей школе так: все занимаются по одной программе, но непременно кто–то в старших классах вырывается вперед. Одинаково одаренных детей быть не может, поэтому без термина «дифференциация» не обойтись. Однако официально ставить вопрос о разграничении (этим детям одна программа, а тем хватит и урезанного варианта), на мой взгляд, нельзя. Да, есть разница между занятиями музыкой для общего развития и с прицелом на профессиональную карьеру. Основная масса ребят получает общую грамотность и более разностороннее развитие, необходимое образованному человеку, и лишь часть учеников принимает решение продолжать дальнейшее обучение уже на профессиональном уровне.

Мнение опытного педагога: если кто–то хочет просто научиться играть несколько мелодий на фортепиано или гитаре — добро пожаловать в кружок!

— Школу нельзя превращать в самодеятельность, мы должны держать планку! — отстаивает свою точку зрения Тамара Артемовна. — Стоит только немного опустить уровень преподавания, и музыкальное образование сойдет на нет, а ведь это вопрос престижа страны, наши ученики выступают на зарубежных конкурсах. Так что я за то, чтобы просто нацеливать детей по–разному: одних — на общее развитие, других — на выбор профессии.

Из регионов ситуация видится несколько иной и более сложной. Тут не до жиру. Потребности региональных учебных заведений лежат в другой плоскости, нежели снять сливки и собрать под своей крышей самых–самых, качает головой директор Лидского государственного музыкального колледжа Елена Серякова:

— Мы испытываем определенные сложности с качеством набора. Причин тому множество, начиная с демографии (а из демографической ямы мы начнем понемногу выходить только в 2019 году) и заканчивая тем, что из–за сложной экономической ситуации в музыкальных школах снят 3–й час, предназначенный для занятий по специальности. Кроме того, нам приходится нелегко еще и из–за такого фактора, как ликвидация профильных классов в средних школах с музыкальным и хоровым уклоном.

Таких школ в целом по стране и было–то немного, но именно они готовили около 25 — 30% поступающих в колледжи. Сегодня, чтобы выполнить набор в музыкальные училища, региональным ссузам приходится проводить масштабную работу по профориентации, делится Елена Серякова:

— Конечно, специальные классы для способных детей имело бы смысл создавать в крупных городах, а в сельских школах это бесполезно. На региональном уровне необходимо другое: как можно более плотная связь между музыкальными школами и ссузами! Как это делаем мы? Каждую ДМШИ посещают преподаватели не только наши, но и по нашему приглашению Белорусской государственной академии музыки. Педагоги колледжа формируют банк данных (мы отслеживаем детей уже с 3–го класса музыкальной школы), который хранится вплоть до поступления ребенка в учебное заведение. Бывало, ребят и приводили за руку, и чуть ли не с покоса забирали, если знали, что имеют способности и могут у нас учиться. Но в первую очередь нужно восстанавливать престиж профессии! Масса случаев, когда одаренные дети, из которых получились бы прекрасные музыканты, не идут учиться дальше, а выбирают технические вузы, едут поступать в БНТУ и в БГУИР, потому что это более перспективно. Хотя по итогам распределения 100–процентное трудоустройство у нас в двух отраслях — в медицине и в музыке.

Есть о чем задуматься будущему молодому специалисту и его родителям.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 109 (24991). Пятница, 10 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter