На родине Фердинанда Рущица собираются восстановить родовое гнездо мастера

Художник вернется домой

Нынешний год проходит на Воложинщине под знаком Фердинанда Рущица — художника, которого считают своим белорусы, литовцы, поляки и даже французы. Каждая из стран, конечно, имеет на это свое право: Рущиц родился и умер в Богданово (нынешний Воложинский район Минской области), дипломированным живописцем стал после окончания Санкт–Петербургской академии искусств, звание профессора получил в Кракове, а за организацию в 1921 году выставки польских художников в Париже награжден орденом Французского почетного легиона. Столь широкой географией его творческой деятельности с одной стороны легко объяснить, почему пейзажи Рущица сегодня хранятся в первую очередь за пределами Беларуси. Но что удивительно: почти все они, в том числе хрестоматийные «Земля» и «У костела», были созданы на маленьком клочке земли, в окрестностях Богданово и Вишнево — местечек, давших этому миру множество звучных имен (среди которых президент Израиля Шимон Перес, польский композитор Мечислав Карлович и поэт Петр Битель). В декабре этого года Богданово готовится отпраздновать 145–летие со дня рождения Рущица. Из Варшавы приедут потомки художника — вместе с земляками они планируют взяться за восстановление родового поместья. Дизайн–проект общей реконструкции усадьбы уже в процессе разработки. Вместе с его автором Еленой Матросовой корреспонденты «СБ» отправились в Богданово, чтобы в деталях рассмотреть места, сошедшие на полотна великого пейзажиста и волновавшие его творческую мысль до самого конца жизни.

Проектом Елены Матросовой заинтересовался в том числе
и известный белорусский архитектор Юрий Градов.
Фото  Юлианы  ЛЕОНОВИЧ

В Богданово нас встречает учительница воложинской средней школы № 1 Алла Макаревич — в свое время именно она взялась за популяризацию имени и творчества соотечественника. В деле возрождения родового гнезда Рущицев учительница также принимает самое активное участие:

— Он очень любил свою малую родину и завещал похоронить себя здесь, в самом Богданово, где появился на свет, на скромном сельском кладбище рядом с предками.

К слову, могила художника прекрасно сохранилась — ее посещение предусмотрено многими экскурсионными маршрутами. А вот к родовому имению время оказалось жестоким: дом полностью сгорел в июле 1944–го во время освобождения района от немецко–фашистских захватчиков. До наших дней дошли лишь фундаменты хозяйственных пристроек, подземелья подвалов и старые деревья. Плюс — невероятной красоты пейзажи, которые и сейчас с легкостью читаются на знаменитых произведениях художника. Вот, например, узнаваемое поле с картины «Земля», написанной Рущицем в 1899 году. Вдалеке виднеется и костел, тот самый, со знаменитого полотна, который хранит в своей коллекции Национальный художественный музей. Когда–то эту работу («У костела») на аукционе приобрела первый директор музея Елена Аладова. Построенный еще в XVII веке, он сильно пострадал во время многочисленных войн и был разрушен. Руку к его воссозданию в свое время приложили Рущицы, предки художника. Сегодня внутренние стены костела украшает барельеф Фердинанда Рущица.

Картина «Старый дом» (1903 г.) списана художником с имения Богданово.
Фото  mateosart.wordpress.com

Но вернемся к усадьбе. Основанное в XVII веке Богданом Сапегой имение Богданово в 1839–м приобрел дед будущего живописца. В архивах сохранилось несколько фотографий усадьбы. Одна из них — редкое панорамное изображение, сделанное с воздуха неизвестным немецким летчиком в 1917 году. Благодаря этой черно–белой фотокарточке Елена Матросова смогла восстановить расположение усадьбы и примыкающих к ней хозяйственных построек. Много времени дизайнер вместе со своими студентами провела и в архивах:

— Известно, например, что на въезде в усадьбу была брама — это первое, что видели подъезжающие к имению гости. Центральная въездная аллея протяженностью две сотни метров вела к усадебному двухэтажному дому. 

Так выглядела усадьба Рущица  в конце XVIII в.
Фото  radzima.org


От того места, где когда–то располагалась усадьба (от нее, увы, не сохранилось даже фундамента), мы проходим в глубь парка. Особенное очарование, рассказывает Елена Матросова, ему придавал пруд с островом для бобров:

— С северной стороны к парку также примыкал сад, окаймленный крупными деревьями. Перед парадной частью усадьбы располагались хозяйственные здания: коровник, сыроварня, помещения для хранения инвентаря. 

Увы, подводит итог экскурсии Елена Матросова, процесс восстановления усадьбы долгий и кропотливый, реализация проекта займет не один год. Для этого готовятся необходимые документы. Параллельно идет процесс создания Фонда Фердинанда Рущица, в совет которого от белорусской стороны войдет генеральный директор НХМ Владимир Прокопцов. А также его коллеги из–за рубежа — директор Литовского художественного музея Роман Будрис и внук самого художника, экс–директор Национального музея Варшавы Фердинанд Рущиц, который сегодня занимает должность руководителя Центра денег при Национальном банке Польши. К слову, завтра Владимир Прокопцов отправится в Богданово на открытие пленэра, посвященного творчеству Рущица. Там же Владимир Иванович параллельно планирует решить вопросы благоустройства могилы Рущица и, конечно, восстановления имения:

О том, что это место когда-то принадлежало семье Рущица, сегодня информирует такая табличка.
Фото  Юлианы  ЛЕОНОВИЧ

— Завтра со мной едет архитектор Армен Сардаров, обсудим с ним оба этих проекта. Финансирование благоустройства могилы Рущица готова взять на себя местная власть, думаю, через 2 — 3 года все будет готово. По вопросу восстановления усадьбы еще будем решать, искать спонсоров. Но надеюсь, что к 2020 году, к 150–летию со дня рождения художника, дом будет готов. Пока же, пользуясь случаем, хочу пригласить всех в Богданово 10 декабря: к юбилею мы готовим здесь специальную программу. 

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 191 (24821). Вторник, 6 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter