Международный фестиваль Юрия Башмета сегодня заканчивает свою работу в Минске

Как много там открытий чудных

Вот и подходит к концу XI Международный фестиваль Юрия Башмета. В программе остался лишь один сегодняшний гала–концерт камерной музыки и торжественное закрытие с участием обладателей премии «Грэмми» камерного ансамбля «Солисты Москвы» и народного артиста России Юрия Башмета.

Сколько же за эти дни было ярких событий и впечатлений!



И почти каждый раз — аншлаг, мест не было даже на ступеньках балкона. Хотя и программы были сложные, и цены кусались. И публика на концертах была удивительная, новая, необычная. Хорошо, некрикливо одетая. Рафинированная. Держащаяся с благородным достоинством.

Вот те на! Пока мы плакались, что серьезная музыка никому не нужна, в стране выросло новое, невиданное поколение потребителей высокого искусства. Люди, знающие толк в истинном качестве и умеющие за него платить.

Сенсационным был уже концерт открытия, называвшийся «Москва — Вена». В первом отделении — Шостакович. Во втором — салонные миниатюры венского скрипача и композитора Фрица Крейслера.

По словам одного из участников концерта, выдающегося скрипача Сергея Крылова, это эксперимент. Как бы поездка из Советского Союза в Австрию. Основная задача — показать, насколько музыка может быть разнообразной. Это два совершенно разных мира. Один — венский салон, а другой — поздний Шостакович, который уже отдает психосимволизмом.


Любимая скрипачка маэстро Анисимова — Юлия Стефанович.

А назавтра, в Международный день музыки, солировал народный артист России пианист Николай Луганский в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра под управлением российского дирижера Алексея Шатского. Он исполнил Третий концерт для фортепиано с оркестром С.С.Прокофьева и Рапсодию на тему Паганини С.В.Рахманинова.

Обычно отстраненный и «прохладный», на сей раз он играл горячо и страстно, рояль под его пальцами переливался всеми звуковыми красками, чувствительных людей в зале от этой бури эмоций и ритмов бросало то в жар, то в холод. Оркестр, привыкший к гораздо более спокойным темпам, как в лихорадке, несся вперед за дирижером. Восторженная публика долго не отпускала артистов. Поддавшись на ее уговоры, Луганский изумительно исполнил на бис две части из цикла П.И.Чайковского «Времена года». Я бы предпочла, чтобы он сыграл весь цикл целиком.

На «Современной классике» было не так людно, но еще более насыщенно. Еще бы, исполнялось сразу два сочинения знаменитого украинского композитора Валентина Сильвестрова — Симфония № 7 и Постлюдия для фортепиано и оркестра, в которой солировал народный артист России Алексей Любимов.


Народный артист России Алексей Любимов.

Присутствовавшему в зале автору исполнение понравилось. И действительно, наш симфонический оркестр во главе с заслуженным артистом Украины Виктором Плоскиной был в тот вечер на высоте. А музыка Сильвестрова, звучавшая в Минске впервые, для большинства присутствующих оказалась полнейшим сюрпризом. В ней не было ни шума, ни грохота, а наоборот — тишина, из которой вырастали зачатки мелодий. Эта музыка буквально обволакивала своей хрупкой нежностью. Вот, оказывается, что бывает после всех катастроф и сражений авангарда!

Было исполнено и сочинение молодого белорусского композитора Сергея Бадалова Sleepwalker («Идущий сквозь сон»).

— Вам понравилось? — спросила я у присутствовавшего в зале Валентина Сильвестрова.

— Интересное сочинение! Современно и хорошо написанное, а есть ли у парня свое лицо, покажет время.

Композитор Валентин Сильвестров.

А 7 октября состоялся концерт «Легенда на скрипке Страдивари» с участием Международного камерного оркестра East–West Orchestra (художественный руководитель и главный дирижер Ростислав Кример) — уникального коллектива, состоящего сплошь из лауреатов международных конкурсов.

Сначала был Моцарт. Немецкая скрипачка Вивиан Хагнер очень романтично исполнила его Пятый скрипичный концерт. Затем в ансамбле с Ростиславом Кримером — Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром ре мажор, в котором Моцарт сочинил лишь первые 120 тактов, а остальное на основе моцартовских эскизов и скрипичной сонаты KV306 дописал в 1985 году английский музыковед Филипп Уилби. Это было первое исполнение в Минске, а возможно, и в СНГ.

Затем свое виртуозное мастерство на виолончели Страдивари продемонстрировал дважды лауреат конкурса Чайковского россиянин Александр Бузлов, остальное время скромно сидевший в оркестре. Но настоящей жемчужиной стало исполнение вариаций А.С.Аренского на тему П.И.Чайковского «Был у Христа–младенца сад». Дирижировал Ростислав Кример, в оркестре были только струнные (из которых половина — Страдивари и Гварнери).

А потом был главный сюрприз — ослепительная Мелитина Станюта, танцующая под «Либертанго» Пьяццоллы. Подумалось, что современная художественная гимнастика очень близка к современному балету. Совершенство, которому нет предела...

Юлия АНДРЕЕВА, музыкальный критик.

Советская Белоруссия № 195 (25077). Вторник, 11 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter