О том, зачем новые экспериментальные пространства нужны городу и как они меняют его атмосферу, мы говорим с директором ЦСИ Натальей Шарангович:
— Старая электростанция в Лондоне приспособлена под галерею современного искусства «Тейт Модерн», помещение старой судоверфи в Венеции — «Арсенал» — активно используется во время проведения знаменитого бьеннале. Большие брутальные пространства со старой кирпичной кладкой, черными деревянными полами, изъеденными потолочными балками создают неповторимую ауру места и идеально приспособлены под масштабные проекты современного искусства. Почему? Потому что современному искусству нужны воздух, высокие потолки, большие выставочные залы, ведь сегодняшний зритель воспринимает не предмет искусства сам по себе, а этот предмет в пространстве. Многие залы в Минске достались нам в наследство с советских времен, когда основой выставки была картина или скульптура. Поэтому появление новых демонстрационных точек закономерно. Важны все попытки как–либо играть с экспозиционным пространством и представлять искусство нетрадиционно.
— В чем же отличие центра от обычного музея или галереи современного искусства?
— У нас живая, подвижная, синтетическая структура. Здесь обязательно должно быть представлено визуальное искусство во всем его многообразии — от живописи до инсталляции и перформансов. Важно заниматься и международной деятельностью, ведь одно дело — вариться в собственном соку, другое — позиционировать современное белорусское искусство на престижных зарубежных площадках... Также в стенах ЦСИ есть место театру, экспериментальной режиссуре, авангардному кино (у нас действует киноклуб Blow Up, организованный Владимиром Парфенком, проходит Международный фестиваль короткометражного кино Cinema Perpetuum Mobile). К нам за помощью обращаются многочисленные неформальные творческие объединения. Мы открыли двери для общения. И если у вас есть идеи, мы всегда готовы выслушать и дать возможность их реализовать.
— Для места дружелюбного и открытого для посетителей центр работает по весьма странному графику: только в будние дни и только до 17.00...
— Как раз с этого месяца мы переходим на новый график. Двери центра будут открыты до 7 часов вечера, также мы будем работать по субботам. Сейчас у нас проходит белорусско–бразильский фестиваль стрит–арта, и мы превратили центр в настоящую арт–резиденцию — место, где постоянно обитают художники. В нашем здании много лет были мастерские, т.е. это место уже обладает определенной аурой. Но отличие арт–резиденции от мастерской в том, что в нее может зайти любой посетитель и понаблюдать за тем, как работают стрит–артисты. А еще художники расписывают несколько городских стен: такая практика существует в Гродно, Витебске, Гомеле, а теперь и Минск стал открытым для стрит–арта. Мы любим необычные проекты. Это и стенды с репродукциями картин из проекта «Художник и город», выставленные на площади Якуба Коласа, и спектакли Международного форума уличных театров, инициаторами и организаторами которого мы выступили. Ведь миссия нашего центра — создавать живую творческую ситуацию, поддерживать молодых художников и помогать современному искусству осваивать пространство большого города.
Елена КОВАЛЕНКО.
cultura@sb.by
Советская Белоруссия №203 (24584). Четверг, 23 октября 2014.