О фильме Пола Верховена "Она"

И это всё о ней

Прошу не беспокоиться тех, для кого новый фильм Пола Верховена «Она» является только эротическим триллером, а имя этого автора связано только с «Основным инстинктом». Да, в премьере есть все, что может изрядно пощекотать нервы: внезапное нападение на вполне преуспевающую леди в ее собственном особняке, ее попытки самостоятельно вычислить насильника совсем не для того, чтобы отомстить. Там есть и то, что заставляет вспомнить про психоаналитические лабиринты, где есть место переживанию бессознательных травмирующих идей и где скрываются тайны неврозов и самых разных психических комплексов. Мишель (Изабель Юппер) не обратилась в полицию не потому, что не хотела огласки, а потому, что слишком болезненны были расследования в связи с делом ее отца — серийного убийцы. И память о нем не дает ей свободно жить все годы. Внешне спокойная, уверенная в себе дама, руководящая респектабельной компанией по производству видеоигр, сохраняющая абсолютную уравновешенность в самых неоднозначных ситуациях, оказывается уязвимой под напором внутренних комплексов и бессознательных влечений. Распознание насильника, которым оказался добропорядочный сосед, мирно украшающий с женой свое жилище накануне Кристмаса, сосредоточенно повторяющий молитвы за обеденным столом, необходимо было не для возмездия, а для продолжения опасных игр. Они — едва ли не самый важный лейтмотив фильма. Героиня не только создает игры, сюжеты которых напоминают то, что произошло с ней в реальности, но и сама является заядлым постановщиком игрушек в собственной жизни. (К слову сказать, Изабель Юппер в который раз подтверждает звание абсолютной примы французского кино. Это ей зал Каннского фестиваля рукоплескал стоя несколько минут.)

Фото  kinopoisk.ru

Что–то есть в этом сюжете такое, что, несомненно, заставит вспомнить и об «Опасном инстинкте», и о «Ночном портье», и о «Расемоне». Пол Верховен, которого хоть и называют «брутальным поставщиком зубодробительной киномакулатуры», всякий раз создает фильмы–ребусы, фильмы–загадки, отгадка которых лежит совсем не на поверхности. Несмотря на то что сюжет можно было бы определить через такие ключевые слова, как «женщина», «насилие», «боль», «переживание», фильм «Она» совсем не об этом. Можно даже предположить, что режиссер создал не столько психологический триллер, сколько новый формат саркастической комедии. Едкая трагикомедия наполнена причудливо–абсурдными отношениями героев. Такое ощущение, что автор все время подсмеивается, зная истинную цену своим персонажам, которые представляют собой все вместе некий срез современного европейского среднего класса. Впору вспомнить «Скромное обаяние буржуазии», где фарсовый элемент в изобличении никчемной жизни достигал апогея. У Верховена то же изобличение, только спрятанное в другую жанровую форму. Смех сопровождает сцены, где, например, престарелая мать героини (кстати, эту роль сыграла 89–летняя актриса Жюдит Магр) страстно целуется со своим любовником–жиголо, а ее инфантильный сын (Йонас Блоке) радуется появлению «первенца» — чернокожего младенца от своей белокурой возлюбленной. И абсолютный «катарсис» публика испытывает, когда две подруги, отказавшись от мужей и любовников, как будто сбросив свою прежнюю жизнь, взявшись за руки, уходят в глубину парижских улиц, чтобы начать все сначала. Но теперь уже вдвоем. И здесь тоже чувствуется легкая улыбка автора.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 187 (25069). Четверг, 29 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter