Художественная галерея в провинциальном городе: кому и зачем нужно искусство в восьмитысячных Крупках

Галерея для души

Борис Аракчеев.
Фото из личного архива.

Культура не разбирает провинций и мегаполисов, не делит искусство на столичное и периферийное. 11 лет назад в небольших Крупках появилась художественная галерея, которую в год посещает в полтора раза больше человек, чем все население райцентра–восьмитысячника. Дом на улице Советской — обязательный пункт программы не только официальных делегаций и заезжих проверяющих из области. Ради пейзажей Бориса Аракчеева, чье имя присвоено галерее в 2015 году, в Крупки специально приезжают даже из Минска. Просто так, для души. Такие визиты, когда ради искусства избалованные столичные штучки–ценители готовы преодолевать 130 километров, для хранителей местной художественной истории, пожалуй, самые ценные. По велению сердца в электричку Минск — Орша сели и корреспонденты «СБ».

Не каждый районный центр может похвастаться собственной художественной галереей. Крупки могут. Краеведы, организующие экскурсионные туры по белорусской глубинке, уже давно занесли координаты местного выставочного пространства в свои ежедневники. Знают: город может удивить не только своими невероятными пейзажами, восхищаться которыми в мемуарах не уставал даже автор «Недоросля» Денис Фонвизин, в свое время побывавший в этих краях. Манят Крупки и пейзажами живописными, рукотворными — все они собраны здесь, на третьем этаже городского центра культуры. Увы, отдельного помещения у галереи пока нет, разводит руками директор Крупского историко–краеведческого музея Тамара Больбот:

— Но мы не жалуемся, залы никогда не пустуют. В среднем галерею посещают около 12 тысяч человек в год. И знаете, что радует больше всего? Люди не заходят сюда бездумно, просто так, по пути. Приезжают специально, предварительно разузнав про выставку и ее авторов. Экспозиция меняется каждый месяц, а народ у нас искушенный, на «абы–што» не пойдет. Мы даже гордимся, что создали галерее такой имидж.


Сегодня в ее фондах хранятся 110 работ, 14 из которых — за фамилией династии Аракчеевых. В свое время Аракчеев–старший подарил Крупкам свое батальное полотно «Генерал Кульнев и гродненские гусары в битве под Клястицами. 1812» — именно оно стало отправной точкой создания художественного фонда.

— Открылись мы 26 мая 2005 года. Борис Владимирович с супругой приехали накануне. Но не с пустыми руками: привезли подарок — «Генерала Кульнева». Художник занимался монтажом до глубокой ночи: ползал на коленках, натягивал на подрамник. Жена все время была на подхвате. Закончили за полночь, а уже утром на торжественном открытии презентовали полотно как подарок крупчанам.

Побывав в городе однажды, Аракчеев возвращался сюда вновь и вновь. Говорят, очень уж напоминала здешняя природа родную ему Ярославщину.

Крупская художественная галерея имени Бориса Аракчеева.

— Он буквально влюбился в эти края. Мечтал, что, когда выйдет на пенсию, обязательно будет жить неподалеку. Приезжал часто, делал зарисовки. И конечно, много выставлялся: с 2009 года, как я здесь работаю, прошло его 14 персональных выставок, — вспоминает Тамара Больбот.

Не меньше (а может, даже больше) гордятся здесь и работами местных авторов. Олег Пручковский, Леонид Чемараев, Игорь Королев, Федор Сорокин, Алексей Гамин, Александр Михеев, Владимир Стулов — имена массовому зрителю совсем незнакомые, но любимые небезразличными к своей живописной истории крупчанами.

— Мы стараемся дать самодеятельным художникам толчок к развитию, раскрыть их талант, поддержать — для этого есть все условия. Благодаря галерее у маленьких Крупок появилась новая идентичность, люди начали гордиться своим пусть маленьким, но собственным выставочным пространством. 

Вы спросите: ну и что может сделать художественная галерея в городе, где многие жители в местном краеведческом музее были всего–то пару раз в жизни? Отвечаю: заинтересовать, рассказать, объяснить, научить любить. Вернуть интерес к жизни, в конце концов.


— Кроме молодежи, в галерею приходит много пенсионеров. У нас ведь не только выставки проходят. Проводим творческие встречи, мастер–классы, консультации, — перечисляет Тамара Владимировна. — И люди не замыкаются в себе. Знают: после выхода на пенсию жизнь продолжается. Недавно на творческую встречу приезжала известный мастер, лауреат Государственной премии Нина Пилюзина. Уехала ошеломленная. Столько народа пришло! Все начитанные, интеллигентные, думающие. А вы говорите глубинка, периферия...

Тамара Больбот.

Приобщать к высокому искусству в галерее несколько лет назад взялись даже школьников. Трижды в неделю здесь проходят занятия местной изостудии.

— У ребят перед глазами замечательные примеры. Они видят всю эту красоту и учатся на этих работах.

В эти дни на почти 60 квадратных метрах расположилась новая экспозиция: пейзажи Бориса Аракчеева мирно соседствуют с пленэрными этюдами нынешних учеников знаменитой «Глебовки». Сам мастер в свое время окончил худучилище досрочно — за хорошую успеваемость.

— Аракчеев очень любил работать на воздухе. Многие из своих известных картин он написал на основе пленэрных этюдов. В работах учащихся колледжа — то же стремление передать средствами живописи едва уловимые изменения в состоянии природы, раскрыть ее величие и красоту. Вот она, творческая преемственность поколений, в которой соединяются традиции, новаторство и современность.

Выставка «Мастацкiя традыцыi: калi прырода твой настаўнiк» продлится до 4 мая. А уже на следующий день здесь будут готовить очередную новинку — персональную экспозицию памяти мастера Аракчеева.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 81 (24963). Суббота, 30 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter