«Физику я полюбил раньше, чем кино»

Студенты БГУ не догадываются, что «вундеркинд» Овечкин из фильма «Расписание на послезавтра» читает им лекции
Студенты БГУ не догадываются, что «вундеркинд» Овечкин из фильма «Расписание на послезавтра» читает им лекции

Предположу, что тех, кто открещивается от советского прошлого, и тех, кто вспоминает его с ностальгией, может объединить одна любовь — к советским фильмам. И пусть многое в них подчинялось законам своего времени, делалось по указанию «сверху», но до сих пор их дух, если хотите, вкус романтики, искренности, доброты, человечности заставляет нас пересматривать их снова и снова. Вспомним фильмы о школе: «Доживем до понедельника», «Ключ без права передачи», «Расписание на послезавтра»... Последний был, по–моему, несколько фантастическим для своего времени. На экране — школа, в которой учатся юные гении, будущие светила науки, элита, и они совсем не пай–детки, которые с трепетом внимают педагогам. Они спорят с ними, доказывая свою правоту, критикуют, для них учителя — единомышленники, партнеры. А помните Володю Овечкина? Вундеркинд из рабочей семьи, который взорвал химическую лабораторию, безграмотно писал и делал математику за старшего брата. Так вот, сыгравший в фильме Овечкина Юра Воротницкий сегодня — директор центра информационных технологий БГУ Юрий Иосифович Воротницкий, серьезный ученый, кандидат наук, заведующий кафедрой кибернетики на факультете радиофизики и электроники университета. Слушают его лекции студенты, робеют на экзамене перед строгим преподавателем и не знают, что карьера его началась на съемочной площадке.

«Золото» и пробы

А началось все, как водится, совершенно случайно. Юра Воротницкий, ученик минской средней школы N 42 с биологическим уклоном, учился в выпускном 10–м классе и даже не мечтал о встрече с большим кинематографом. А в это время съемочная группа фильма «Расписание на послезавтра» активно набирала ребят, которые могли бы сняться в различных ролях, главных и не очень. Заглянули и в 42–ю.

— Интересно, что в этот день я весьма успешно прогуливал занятия, — вспоминает Юрий Иосифович. — Причину не помню, но прогуливал точно. Тем не менее, когда речь зашла о том, что фильм будет о физико–математической школе, наша классная вспомнила про меня, решив, что и я на что–нибудь пригожусь. Подумав, что ничего не теряю, вместе с пятью моими одноклассниками пришел на киностудию. Потом была встреча с режиссером, несколько кинопроб, но я, честно говоря, относился ко всему не то чтобы спокойно, но даже с легкой иронией. И вдруг через некоторое время Игорь Михайлович Добролюбов сообщает: «Тебя утвердили. Через месяц первые съемки в Вильнюсе. Ты с родителями говорил?» — «Нет, конечно». Дальше был тяжелый разговор с матерью. Для нее это было трагедией: сын собирается поступать в университет, у него занятия в школе, в перспективе золотая медаль и совершенно несерьезно в выпускном классе так надолго отрываться от школы. Уговаривать пришлось Игорю Михайловичу. Благо оказалось, что они вместе учились: Добролюбов заканчивал журфак БГУ, а мама училась на историческом. Университет тогда был компактный, не такой, как сейчас. Правда, я не сразу понял, что кино — это не игра, не шуточки, и тут придется поработать. Рабочий день длился иногда по 12 — 14 часов в сутки.

Съемки проходили в трех республиках бывшего Советского Союза. Школа (вполне реальная) находилась в Вильнюсе, бассейн в подмосковном Зеленограде, а классы в минском павильоне. Такая вот география.

— Мамины страхи не оправдались, золотую медаль получили?

— Получил, учителя здорово помогли.

«В фильме я сыграл самого себя»

Первые сцены шли туго, и тут режиссеру пришлось потрудиться с неопытными «актерами».

— Снимали на природе эпизод, где мой друг объясняет мне, что завоевать сердце девушки можно, получив Нобелевскую премию. Я отвечаю: «Всего делов–то». Эту фразу мне пришлось произнести несметное количество раз. С Игорем Михайловичем было очень легко работать. Интеллигентнейший, мудрейший человек. Сложилось так, что в фильме я сыграл самого себя, поэтому не считаю себя актером. Просто удачно вписался. Единственное, что вызывало дискомфорт, — это неграмотность моего героя в вопросах правописания. Я этим никогда не страдал. После фильма желания связать себя с кино не было. В жизни надо многое попробовать, но выбрать стоит главное. Физику я полюбил чуть раньше, чем встретился с отечественным кинематографом, поэтому поступил на радиофизический факультет университета и с кино завязал. Хотя ладно, признаюсь. Не совсем завязал. Был у меня еще один небольшой опыт. Спустя много лет, когда работал в студенческом отряде на Псковщине в городе Опочка, случайно снялся в массовке фильма по Чехову «Огни».

«Даль зажал мне рот»

— Звездный состав фильма впечатляет: Маргарита Терехова, Валентин Никулин, Евгений Стеблов, Валерий Носик...

— Олег Даль, Александр Леньков, Владимир Басов. Они с удовольствием с нами общались и получали, кажется, от этого общения не меньше удовольствия, чем мы. Мы были ребятки интересные, нацеленные на науку серьезную.

— Такие, какими мы вас увидели в фильме?

— Да. Мы впитывали друг от друга многое. Порой что–то совсем неуловимое, что исходило, к примеру, от Даля — человека совершенно уникального. Вообще, опытные актеры нам здорово помогали. Была одна запоминающаяся сцена, когда я взрываю химическую лабораторию, вылетаю из дверей. Тут директор, завхоз, и звучит моя известная фраза: «Науку на замок не закроешь». Завхоза играл потрясающий актер Борис Новиков. Первый дубль — я рассмеялся, второй дубль — Новиков показывает что–то не менее смешное. Опять не могу сдержаться. На четвертом дубле Даль не выдерживает, понимает, что я снова могу расхохотаться, хватает меня рукой за физиономию и держит. В таком виде эпизод вошел в фильм.

Мгновения славы

— Было немножко славы, но уже в университете. Фильм не так часто показывали в те времена. Ответить почему, сейчас мне несложно. В картине показана физико–математическая школа, где директор — доктор наук, учителя — суперпрофессионалы. Само существование подобных учебных заведений противоречило советской системе образования с ее едиными стандартами. Поэтому педагоги относились к картине весьма сдержанно, их смущала показанная атмосфера в школе, отношения между учителями и учениками — свободные, партнерские. К сожалению, даже для сегодняшней школы это не совсем актуально. Поэтому премьера прошла прекрасно, но потом фильм не то чтобы положили, но аккуратно задвинули на полку. Да и мне он казался несколько фантастическим. Зато сейчас я понимаю, что он просто опередил время: и школы такие появились, и учителя. К примеру, лицей БГУ.

— А ваша семья смотрела «Расписание...»?

— Выучили наизусть (смеется).

— Слава славой, а, простите за меркантильность, какой гонорар получили?

— Заплатили большие деньги. Около тысячи. Нам давали по 100 рублей в месяц независимо от количества съемочных дней. Я купил себе импортный костюм и туфли на выпускной.

Где же вы теперь, друзья из кинофильма...

— После школы наши судьбы разошлись. Кто–то сейчас в Германии, кто–то в Москве. Но большинство ребят действительно стали физиками. Актерскому мастерству посвятила себя только Ира Метлицкая. Правда, после школы она тоже поступила в БГУ на физфак, но потом поехала в Москву в театральное училище им. Щукина.

«Уважаю профессионализм»

— Вы считаете себя хорошим преподавателем?

— Да!

— Тогда объясните мне, гуманитарию, в чем практический смысл вашей кандидатской «Плоскослоистые радиопоглощающие структуры СВЧ–диапазона электромагнитных волн». Звучит, как мантра...

— Защищал я диссертацию во времена Советского Союза. Тогда существовали средства радиолокационного обнаружения и, разумеется, разрабатывались способы этому обнаружению противодействовать. Один из способов — нанесение на различные объекты покрытий, которые не отражают электромагнитные волны.

— Здорово. Главное — понятно.

— А потом началась перестройка, и я тоже очень быстро «перестроился», занялся информационными технологиями, телекоммуникациями, компьютерными сетями. И по сей день занимаюсь.

— На студенческих форумах пишут, что вы — большой враг шпаргалок. Ходите между рядами, проверяете?

— Врут. Студенты не представляют, что бы было, смотри я повнимательнее. Анекдот в тему. Идет письменный экзамен, преподаватель, зверея, выгоняет одного студента за другим, в аудитории осталось не больше четверти группы. Заходит декан. «Что у вас тут происходит?» — «Экзамен по математическому анализу». — «Наверное, тут любители списывать?..» «Что вы, — отвечает преподаватель. — Любители за дверью. Здесь остались одни профессионалы». Вот так и я — уважаю профессионализм. Иногда пройдусь, чтобы не наглели. А за отсутствие профессионализма везде наказывают.

«Воротник послал в деканат за журналом... Больно будет»

Это цитата из документа, о котором на факультете радиофизики ходят легенды. Из уст в уста передается притча о студенте, который получил высокий балл на экзамене, ничего не зная.

— Смотрю, студент на последней парте что–то прячет в нагрудный карман. Пришлось бумагу, конечно, изъять. Каково же было мое удивление, когда вместо формул и определений я увидел сочинение, озаглавленное: «Мысли и чувства, записанные на экзамене по методам вычислительного эксперимента у доцента Воротницкого Ю.И.». Прочитал и за адекватную оценку своих знаний в системе мировой научной мысли поставил ему «четверку». Больше не мог, этот оригинал не был ни на одной моей лекции. Сей исторический документ до сих пор храню. А история с каждым годом обрастает все новыми подробностями.

— Если бы Володя Овечкин стал реальным, то его жизнь была бы похожа на вашу?

— Да, наверное. Он, как и я, был хорошо адаптируемым к жизни.

Кстати

В 1948-м Алферов окончил эту же 42-ю среднюю школу, где физику преподавал Яков Мельцерзон – «учитель милостью божьей», ухитрившийся в разоренной после войны школе, без физического кабинета, привить ученикам интерес и любовь к своему предмету. По его совету Алферов поступил в Ленинградский электротехнический институт на факультет электронной техники…

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter