Дорогой и символичный подарок

В Национальном художественном музее нет ни одного полотна Шагала...

В Национальном художественном музее нет ни одного полотна Шагала. Но работы, связанные с мастером, вы здесь увидите. Их две. Первая — портрет молодого Марка Захаровича, написанный в 1910–е годы его учителем Юделем Пэном. Вторая работа — скульптура, изображающая Шагала в том же юном возрасте, но созданная уже в наши дни. Ее автор — Светлана Горбунова.


Вы, конечно же, были в Несвиже. Любая экскурсия там начинается с фарного костела, и в первую очередь гид останавливается у монумента Сымону Будному. Фигуру просветителя изваяла Горбунова. Установили ее еще в советское время.


Шагал в ту пору был под негласным запретом. И в БССР не могло быть и речи о том, чтобы в музее появилось даже упоминание о нем, не то что картина или скульптура.


Горбунова изваяла фигуру Марка Захаровича в начале 90–х, когда имя мастера только возвращалось на родину. Художник в образе романтичного юноши с кистью и красками в руках возвышается над домами, соборами... Так и просится бронзовая статуя на одну из площадей. Однако, как ни странно, Светлана Григорьевна в отличие от некоторых коллег по цеху не претендует на то, чтобы ее работа украшала Витебск. Что тут скажешь? Скромность — сестра таланта.


Горбунову вдохновили на создание скульптуры витражи, выполненные Шагалом в здании ООН в Нью–Йорке: «Увидев эти шедевры, наполненные родными мотивами, я почувствовала, как сильно тосковал Марк Захарович по Витебску. И мне захотелось увековечить Город и Мастера в одной композиции — соединить их навсегда».


С 1994 года скульптура стояла в мастерской Горбуновой. Иногда она выставляла ее на вернисажах — но видели работу лишь немногие ценители современного искусства. Мир не без щедрых людей: недавно один частный инвестор купил бронзового Шагала и подарил его галерее. И вот — Светлана Григорьевна робко снимает покрывало со статуи и представляет ее публике.


Когда Марк Захарович уезжал из Витебска, он, конечно же, не мог знать, что станет связующим звеном между разными поколениями, эпохами национального искусства.


— Вчера еще он был забыт на родине. А сегодня Марк Захарович — символ присутствия Беларуси в мировом культурном процессе, — подметил Владимир Прокопцов, директор Национального художественного музея.


В некотором смысле, с него, Шагала, начинается родина. К этой идее подвел присутствовавший на презентации Владимир Счастный, посол по особым поручениям МИД, председатель Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО: «Когда за границей говоришь о Беларуси и пытаешься объяснить, что это за страна, кого она дала миру, то первый, о ком вспоминаешь, — Шагал». Владимир Григорьевич пожелал директору художественного музея, чтобы в следующем году в экспозиции появились оригинальные работы и самого великого мэтра.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter