II Международный конкурс юных музыкантов "Палескi агеньчык" собрал в Дрогичине гостей из 13 стран мира

Дети — просто класс

«Палескi агеньчык» в этом году проводился во второй раз, и для столь молодого проекта собрать участников из 13 стран, включая Китай и США, результат очень и очень неплохой. Соревновались юные таланты по трем номинациям: «Фортепиано», «Баян и аккордеон», а также «Композиция». Соотношение зарубежных участников с белорусами было примерно один к четырем. Судейская команда, каждый под своим флагом, внушала уважение: профессор Белорусской государственной академии музыки Зоя Качарская, профессор и вице–президент Международной федерации баяна и аккордеона Тибор Рац (Словакия), доктор музыки, пианистка Хелен Ча (Гонконг), пианист и композитор Александр Тимофеев (США — Молдова), пианист и дирижер Мурад Ассуил (Марокко), баянист–виртуоз Владислав Плиговка...


Юные композиторы сами исполняли свои сочинения.

Участники тоже съехались отовсюду, и едва ли не у каждого, особенно у гостей из–за рубежа, была своя история о том, как они добирались до места. Организаторам приходилось постоянно вылавливать путешественников, пытающихся уехать не в ту сторону. С информированием у нас все–таки туго, особенно что касается транспорта, и случайный турист меж нарядно зеленеющих полей заблудится легко и просто.

Преподаватель школы Захара Брона в Цюрихе Вячеслав Спиридонов родом из Беларуси и в этом году привез из Швейцарии двух учеников:

— Мне нравилось наблюдать за выражением лиц родителей, когда я предлагал поехать на конкурс в Дрогичин. Для Беларуси создать такой колоссальный международный проект — очень большая заслуга, это во многом лучший посыл миру, чем любая дипломатия. Он улучшает имидж нашей страны в целом.

С имиджем, правда, не сложилось до конца. Как выяснилось, Брестский облисполком внезапно срезал финансирование конкурса, недодав 24 млн рублей и уменьшив расходы на питание. В итоге и участников, и международное жюри кормили чем–то до боли знакомым клиентам советского общепита, но крайне экзотичным для гостей из–за рубежа. В оргкомитете хватались за голову, местные власти выбивались из сил, стараясь сгладить впечатление, и им это в конечном итоге удалось. Недостаточное хлебосольство компенсировалось трепетным вниманием, которое оказывали всем, от китайской малышни до зарубежной профессуры.

На конкурс в Беларусь добрались участники из Китая.

Пианистка Хелен Ча прибыла из Гонконга. Для нее тихая белорусская жизнь, конечно, невероятная экзотика:

— Дрогичин мне очень понравился. У нас кругом небоскребы, а здесь все совершенно иначе. И я увидела множество очень талантливых детей, причем именно из Беларуси. Это не комплимент, я оцениваю объективно. Особенно в младшей группе, когда выходят маленькие девочки, похожие на ангелов, одетые, как принцессы... и как они играют!

Вот с чем все было более чем хорошо, так с игрой. Периодически в душе просыпалось сочувствие к членам жюри: уровень и правда высок, как же они будут все это оценивать? Насчет тонкостей работы судей нас просветил организатор конкурса «Палескi агеньчык» и член жюри, известный пианист Юрий Блинов:

— Самый первый критерий оценки — это дарование. Мы прежде всего смотрим, насколько юный исполнитель вовлечен в музыку, и иногда готовы закрыть глаза на некоторые технические погрешности, и даже порой на педагогические недоработки (а это слышно, когда ребенок одаренный, но «сырой»). То есть смотрим на участника как на творческую индивидуальность. А уже дальше идут техника, стиль, вся наша профессиональная кухня.


Организатор конкурса «Палескi агеньчык» пианист Юрий Блинов
с лауреатом 1-й премии в номинации «Фортепиано» Иваном Молибошко.


Отдельного слова заслуживают юные композиторы. Первая премия досталась Матвею Митьковцу, 2–я — Диане Басовой, третью разделили Ксения Минина и Адель Харланчук–Южакова. Все ребята свои произведения представили на сцене Дома культуры, что особенно важно, как подчеркнул член жюри Александр Тимофеев:

— Нужно воспитывать в молодых композиторах уважение к исполнительству; очень хорошее качество этого конкурса в том, что он сочетает исполнение и композицию. Очень надеюсь, и в других странах придут к такому формату, он самый перспективный.

К слову, члены жюри в номинации «Композиция» также вышли на сцену, чтобы представить собственные произведения. Прекрасный ответ на вечный вопрос: «А судьи кто?» И после концерта дружно хвалили акустику дрогичинского ДК. Она там лучше, чем в Белгосфилармонии. А вы говорите, провинция.

ovsepyan@sb.by

Фото  Ивана  ЛЕОНЧИКА

Советская Белоруссия № 102 (24984). Среда, 1 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter