Михал Вивег опять в игре, и лично я этому очень рада. Сотни тысяч (а может, и миллионы) чехов радуются вместе со мной — самый любимый современный чешский писатель

Читающая Прага

Михал Вивег — самый любимый современный чешский писатель
Михал Вивег опять в игре, и лично я этому очень рада. Сотни тысяч (а может, и миллионы) чехов радуются вместе со мной. Михал Вивег — самый любимый современный чешский писатель. Пожалуйста, не огорчайте меня и не говорите, что первый раз это имя слышите (а то на прошлой неделе один российский знакомый, шесть лет живущий в Чехии, спросил удивленно: «А что, Ягр чех?», и я огорчилась). Несколько лет назад с Вивегом случилась редкостная напасть — разрыв аорты. Процент выживающих минимален. Он, к счастью, выжил (сам успел вызвать «скорую», и она быстро приехала — в Чехии строго соблюдаемые нормы по приезду), но частично потерял память (кома, кислородное голодание). Для писателя — почти смерть (хоть и не физическая). Говорит, что теперь писательство стало тяжелой работой, а раньше было большим удовольствием. Удовольствие, конечно, осталось, но только от результата, а процесс причиняет боль почти физическую: написал 30 страниц текста и не помнишь, с чего начинал. Но чехи Вивега любят, и я читаю с огромным удовольствием. Его жанр — то, что у нас называется «жизнь». Никаких тебе детективов и мрака (хотя иногда хочется немного того и чуть–чуть другого). Даже о самом грустном (жизнь не удалась) он рассказывает с улыбкой. Пусть и с печальной. В Праге прошла международная выставка «Мир книг», и Михал Вивег подписывал всем желающим свою последнюю книгу «Опять в игре». Стояла очередь. На обсуждении литературы в стиле фэнтези сидел один человек, я сочла это обнадеживающим (хотя понимаю, что не все это мнение разделят).

Литература для чехов много значит. Что неудивительно для страны, выбравшей себе президентом драматурга (спектакли по пьесам Вацлава Гавела по–прежнему собирают полные залы). Не всем чехам нравится (да что там, большинству не нравится), что весь мир (ну или как минимум славянский мир) проводит знак равенства между бравым солдатом Швейком и среднестатистическим чехом, но, согласитесь, не так много в мире стран, где литературный герой ассоциируется со всей страной. Так что литература для Чехии если не все, то очень многое. А потому ежегодная выставка «Мир книг» — событие популярное. Встречи с писателями (не обижайтесь на Михала Вивега, если, выдав автограф и поболтав о том о сем, он вас потом не узнает на улице), семинары, презентации и, конечно, продажи со скидкой — куда ж без них? Кто–то скажет, что «Мир книг» — это одна сплошная выставка–продажа (по крайней мере, так кажется на первый взгляд, который постоянно цепляется за объявления «специальная выставочная цена» и следующие за этим цифры — 15, 20, 25 и аж 50%). Чехи на выставку приходят с сумками внушительных размеров. Любви к чтению здесь учат в семье и с детства. Более половины чехов читают своим детям книги. Замечательная традиция не умирает.

Ноу–хау выставки — полки, которые я сразу назвала раем для букинистов. Старые издания. Видно, что сменили не одного хозяина, но снова в обороте. Людей много, книги уносят охапками. Смотрю на этих людей и радуюсь. Я тоже люблю читать, но давно променяла ощущение бумажного чуда в руках на электронику. Еще с тех пор, как летала в Пекин с остановкой в московском «Доме книги» и постоянным перевесом из–за литературных новинок. Знаете, какую библиотеку я в Пекине друзьям раздала? Ого–го! А теперь — все в одной, электронной. Есть люди, которые говорят, что никогда, мол, не променяют этот шелест бумажных страниц... Я рассталась с ним без сожалений, променяв на возможность читать все что хочешь, где хочешь и когда хочешь. На пражской выставке «Мир книг» преимущества электронных книг объясняли на специальном семинаре. Чехи предпочитают бумагу. Я объясняю это не только традиционными ценностями (хотя и это наверняка аргумент), но и отсутствием пиратских сайтов, с которых книги можно скачивать бесплатно (извините, что я об этом вслух).



«Мир книг», без которого пражскую весну трудно себе представить, собрался уже в 21–й раз. Были представлены 35 стран (главным гостем стал Египет, писатели которого рефлексируют над итогами «арабской весны»). Беларуси не было. Что, конечно, обидно. Даже Украина — нечастый ныне гость на международных форумах, требующих вложения хоть каких–то средств, — была и каждые два часа делала презентацию книг украинских авторов, изданных в Чехии, и чешских авторов, изданных в Украине. Государство, кстати, на это не потратило ни копейки. Выставочный стенд организовали (и, само собой, оплатили) украинские бизнесмены, работающие с Чехией и живущие в Чехии (украинцы — одна из крупнейших местных национальных диаспор). Это я так, к слову. Может, и мы в следующем году сможем? Кстати, в ноябре в Праге пройдет Литературный фестиваль. Очень надеюсь, что встречу там белорусов.

sbchina@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия № 96 (24726). Суббота, 23 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter