О фильме Клинта Иствуда "Чудо на Гудзоне"

Человеческий фактор

Эту драматическую ситуацию, чуть не ставшую абсолютной трагедией, видел весь мир. Американский самолет, отправившийся в рейс 15 января 2009 года, вынужден был совершить аварийную посадку прямо на воды Гудзона. Казалось, вся мировая телесеть была переполнена многочисленными сюжетами о беспрецедентном случае, когда после самого опасного «приводнения» все 155 пассажиров и экипаж остались живы.

Драма, обернувшаяся счастливым финалом, хороша в реальной жизни. Но абсолютно невыигрышна как сюжет для кино, тем более американского. От возможности перевести на экран эту ситуацию отказались многие режиссеры. Только не Клинт Иствуд. И хоть за незабываемые роли в классических вестернах за ним, похоже, навсегда закрепилась слава «бравого ковбоя», он уже не раз доказал иную статусность — абсолютно профессионального режиссера, наделенного даром тонко чувствовать ситуацию, характеры. Вот и в «Чуде на Гудзоне» Иствуд показал не просто технологии посадки, ожидание крушения, человеческие эмоции, а нечто совсем другое. Это не фильм–катастрофа и не фильм об уникальном прецеденте. Это подробное исследование характера человека, способного в самых экстремальных ситуациях проявить волю и принять единственно правильное решение, а потом профессионально его осуществить. За что и был подвергнут бесконечным расспросам, уточнениям на заседаниях комиссии, расследовавшей инцидент. Все так и было на самом деле. Над реальным капитаном Чесли Салленбергером — Салли — тогда действительно нависла угроза дисквалификации за то, что он подверг испытаниям жизни пассажиров. Именно эта ситуация и раскрывается в фильме.


Клинт Иствуд практически покадрово восстановил события семилетней давности, обошелся почти без вымысла и строго перенес на экран то, что происходило в кабине воздушного судна, в салоне самолета, на диспетчерской вышке, а затем и в залах разбирательств Министерства транспорта. И поскольку почти всем зрителям все заранее известно, казалось, что повествование потеряет напряженность и остроту. Однако ритм четко организованного действия, где нет ничего лишнего, затянутого, фальшивого, передает сдержанную нервность саспенса. «Чудо на Гудзоне» — простая и в то же время весьма эффектно преподнесенная история, подобная джазовой импровизации. В стиле абсолютной документальной естественности, того, что называется «правдой жизни», и игра Тома Хэнкса. Вообще, трудно представить кого–либо другого в роли седовласого немногословного капитана самолета, разве что самого Иствуда. Однако за этим немногословием, внутренней сосредосточенностью ощущается гигантская мощь духа. Она заметна даже в том, как Салли, вынужденный остаться на дорасследование в другом городе, разговаривает с женой по телефону, столь же сдержанно, без всяких внешне выраженных эмоций успокаивая ее, по ходу дела вникая в семейные проблемы, банковские счета, нависающие угрозы потери какого–то участка. В каждой фразе ощущается доля пристыженной нежности и искренней, спрятанной от посторонних глаз, душевной трепетности.

Клинт Иствуд — режиссер, воспевающий героев. У него лучшие пилоты и снайперы, стюардессы и капитаны паромов, спасатели и вертолетчики. Он не скрывает своего патриотизма. Это заметно даже в том, как он подробно в конце фильма вставляет документальные кадры народного приветствия капитана Салли. Наверное, патриотизм проявляется уже в том, что любой фрагмент давней или самой недавней истории постоянно становится предметом внимания художников.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 182 (25064). Четверг, 22 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter