Эссе писателя Георгия Марчука о режиссере Михаиле Пташуке

Было время кино

Продолжаем публикацию эссе писателя, драматурга, сценариста Георгия Марчука о белорусских кинорежиссерах.

Михаил ПТАШУК (1943 — 2002)

Он был под два метра ростом, да под сотню килограммов веса. Поддубный белорусского кино, а если точнее — Александр Медведь. С детства, без связей и протекций, привык пробивать себе дорогу в жизнь. Родился в деревне под Ляховичами. Поступил в Щукинское театральное училище в Москве. Работал режиссером в театрах, окончил Высшие курсы режиссеров и сценаристов на курсе Т.Данелии, взял себе жену–красавицу из Астрахани. Дебютировал на Одесской киностудии и вернулся.



Михаил Пташук.

Поначалу он попал под влияние Виктора Турова, но вскоре, как и надлежит талантливому художнику, обрел самостоятельность. Его ориентировали на создание фильмов для детей. Пожалуйста, Михаилу все под силу. Снимает «Лесные качели» с О.Ефремовым в главной роли. Местные киноначальники написали сценарий о комсомольцах Великой Отечественной войны, положив в основу жизнь Первого секретаря ЦК КПБ П.Машерова. На съемки к Пташуку приехали звезда тогдашнего кинематографа П.Вельяминов (уже шумел фильм «Тени исчезают в полдень») и Евгений Герасимов, которого открыл Степанов в своем фильме «Облака». Сдюжил Пташук и многосерийный фильм. Его стали уважать не только коллеги, но и начальство. Из молодых он как–то сразу вырос. Взялся за сложную повесть В.Быкова «Знак беды». В ней, по сути, два героя в кадре. Нужны были сильные актеры, которые умеют держать внимание. И он их после многих проб нашел: Геннадий Гарбук и Нина Русланова. Фильм пользовался успехом на многих международных фестивалях. Немалую роль сыграла и операторская работа Татьяны Логиновой, которая до этого уже сняла «Дикую охоту короля Стаха». В «Знаке беды» Михайло снял народную драму о крестьянстве, на которое рассчитывал фашизм в борьбе против СССР. Это был гимн духу народному, мужеству и терпению. Сценарист Григорьев предложил ему сатирический сценарий картины «Наш бронепоезд». Михаил уже знал один из законов успеха фильма — надо брать известных и любимых в народе артистов. Так появились на киностудии Михаил Ульянов, Алексей Петренко, которые и создали с Владимиром Гостюхиным очень сильный состав.

Фильму мешал, если по правде, очень сильно выраженный антисоветизм. Начиналась мода на глумление над историей СССР. В фильме Пташука эта тенденция была не такой злостной. Он в героях нашел понимание ошибок и перегибов, однако фильм получился многослойным.

Так случилось, что мы небольшой группой первыми или одними из первых смотрели его. Я и сказал, что это скорее литература, нежели кино. Он обиделся, но ненадолго. У него была открытая, добрая душа. Как радостно делился теплом со всеми в моменты подготовки к съемкам! Приглашал в кабинет, где на стенах висели фото артистов, архивных материалов, натуры. И говорил, говорил... Он погружался в работу с головой. Загорелись они с А.Дударевым перенести на экран его пьесу «Витовт». Велись переговоры и с польской стороной. Но бюджет фильма оказался неподъемным для государства. Михаил рискнул: вернуться к экранизации «В августе 44–го...». В Москве нашелся продюсер Семаго. Почему рискнул?

Этот сценарий был запущен в производство на «Мосфильме», его режиссером был В.Жалакявичус, который прославился фильмом «Никто не хотел умирать». Говорят, характер у Владимира Богомолова, автора повести, был не из легких. Фильм не состоялся. Но и у Пташука характер был боевой. Пригласил он Е.Миронова, А.Петренко, В.Галкина, А.Балуева, Б.Тышкевич из Польши, к камере встал В.Спорышков и двинули к славе. Был опьяняющий успех — фильм понравился и военным, и гражданским, его хвалили солдаты и Президент. Это была заслуженная слава, к которой он шел давно. Поступило предложение из США — снимать в Голливуде.



«В августе 44–го...» (2001). Фото kino-teatr.ru



«Лесные качели» (1975).

Это была победа и признание. Как–то мне с горечью сказал: «Жора, а ведь в моем фильме свои воюют против своих. Как Отечественная война высвечивает гражданскую. Быковская тема». Теперь он искал сценарий с глубоким религиозным смыслом. Его все больше и больше тянуло к Богу. Получая очередной приз, по словам жены Лилии, он ставил его перед иконами со словами: «В твою славу, Господи!»



«Знак беды» (1987). Фото kino-teatr.ru

Трагедия произошла в Москве. Фильм «В августе 44–го...» шел на приз коллег «Ника». Михаил был переполнен эмоциями в радостном ожидании. Он купался в славе. Говорят, в тот злосчастный вечер он вел переговоры в гостинице с продюсером из Болгарии. Они опаздывали на церемонию награждения. Автомобиль, которым управляла продюсер, выехал на встречную полосу. Оба погибли на месте. Во время антракта ведущий объявил о трагической смерти Михаила Николаевича. Память его почтили стоя минутой молчания. Господь забрал его в шестьдесят лет, но оставил нам его фильмы.


Перевод на русский Ирины Кочетковой.

Советская Белоруссия № 167 (24797). Среда, 2 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter