Коллектив Большого театра удостоен одной из пяти почетных наград за постановку национального балета «Витовт»

Балет «Витовт» — история на пуантах

Доброй рождественской традиции — отмечать высокими наградами людей, которые внесли весомый вклад в дело духовного развития общества
Доброй рождественской традиции — отмечать высокими наградами людей, которые внесли весомый вклад в дело духовного развития общества, — уже много лет. Среди лауреатов премии «За духовное возрождение» — деятели искусств, артисты, музыканты, художники. Словом, все те, кто добывает мировую славу нашей стране, несет гуманные идеи, воспитывает, просвещает. В канун нынешних праздников серпантины поздравительных телеграмм отправились в том числе и в Большой театр оперы и балета — коллектив главной музыкальной сцены страны удостоен одной из пяти почетных наград за постановку национального балета «Витовт» композитора Вячеслава Кузнецова.

Алексей  Дударев.«Витовт» — событие, без преувеличения, знаковое. Впервые за последние 15 лет труппа создала сугубо национальный продукт: от первой ноты и до последней строчки либретто над постановкой работали исключительно белорусские мастера. Автору либретто, драматургу Алексею Дудареву над прорисовкой главных героев и сюжетных линий долго корпеть не пришлось. В конце девяностых в Купаловском театре с успехом шел его «Князь Витовт» в постановке Валерия Раевского. Однако вновь воплотить личность великого государя, на этот раз на балетной сцене, признался Алексей Ануфриевич, оказалось делом нелегким. Мы дозвонились драматургу сразу после оглашения лауреатов премии «За духовное возрождение».

— Алексей Ануфриевич, спешим поздравить с высокой наградой!

— Спасибо, мне очень приятно, что зрители, в том числе и Глава государства, приняли и оценили спектакль. Хотя мой вклад в постановку минимален, поздравлять нужно в первую очередь коллектив Большого театра за прекрасное воплощение на сцене национальной идеи. Балет для меня — это совершенно другое измерение, ведь вся моя творческая жизнь прошла на сцене драматического театра.

— А что было вначале — слово, либретто или действие, хореографическая схема?

— Идея балета по моей пьесе принадлежала Владимиру Рылатко. Все знают его как первого заместителя генерального директора Большого театра, но не все в курсе, что при этом он еще и прекрасный музыкант. В какой последовательности создавался спектакль, сказать сложно. Прежде всего была история страны и фигура князя Витовта, которой мы заинтересовались с точки зрения постановки спектакля. Этот балет — о наших корнях, о том периоде истории, когда Великое княжество Литовское достигло пика своего могущества. И я еще раз хочу подчеркнуть, что мы не претендовали на историческую объективность, а создавали своего рода хореографическую легенду.

Владимир Рылатко

Соавтор либретто к балету Владимир Рылатко в глубину веков тоже проник не впервой: вместе с Алексеем Дударевым он стоял у истоков той самой первой постановки «Князя Витовта» на драматической сцене в 1997 году. Вновь обратиться к историческому материалу и перенести его на балетную хореографию Владимир Петрович задумал еще несколько лет назад:

— Этот интерес был для меня естественен. В театре уже давно говорили о постановке музыкально–драматического произведения, в котором бы воплотились народный дух, национальная идея. У нас уже были «Рогнеда», «Седая легенда», «Дикая охота короля Стаха»... Сейчас пришло время «Витовта». Он врастал в каждого из нас: для меня период между двумя постановками — время постижения не только новой сценической культуры, но и самого себя. Участвовать в духовном возрождении страны — мечта любого художника, творца. Правильно то, что высокой наградой отмечен весь наш коллектив, над постановкой работали все без исключения творческие силы театра. Надеюсь, спектакль дал толчок к развитию национального самосознания, интересу к истории родной Беларуси.

Кстати


В конце ноября «Витовта» высоко оценило жюри третьего республиканского конкурса театрального искусства «Национальная театральная премия». Постановка победила в трех номинациях: «Лучший спектакль балета», «Лучшая актерская работа в спектакле балета» (обладатель награды — Людмила Хитрова) и «Лучшая работа балетмейстера в спектакле балета» (обладатель награды — Юрий Троян).

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 1 (24631). суббота, 3 января 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter