Будни любительских театров

Аматоры на босу ногу

Будни любительских театров: кто смотрит, кто любит, кто платит за декорации?
Любительский театр — вещь за рубежом крайне популярная: своим творческим коллективом может похвастаться едва ли не любое учебное заведение, организация и даже сельская община. На белорусской почве любительские театры существуют, по большей части, в Минске и региональных центрах — и в отличие от заграничных выживают самостоятельно, без поддержки фондов и меценатов.

Спектакль «Монологи на площади» в Восточном зале Национального художественного музея.

Первая и главная проблема, с которой сталкиваются сегодня такие коллективы, — отсутствие помещений для репетиций. В советские годы, когда самодеятельность не только поддерживалась, но и была обязательной для каждого уважающего себя предприятия или организации, этот вопрос решался прикреплением к какому–либо клубу или ДК. Сегодня история каждого коллектива — это постоянное кочевье, лишь некоторым удается найти себе более–менее надежную гавань при каком–либо учреждении культуры или вузе. Например, Босой студенческий театр после многих скитаний в конце концов приютил Национальный художественный музей, а Центр современных искусств регулярно используется в качестве площадки для показа различных экспериментальных постановок.

Репетиция спектакля «Камень»  по поэме М.А.Салеса «Надпись».

Постановки любительских театров нередко оказываются частью современного концептуального искусства, убеждена директор ЦСИ Наталья Шарангович:

— Современное искусство — направление очень синтетичное, и не всегда оно создается профессионалами. В любительские театры приходят студенты, художники — творческие люди, которые пусть не связали свою жизнь с актерством, но хотят реализовать какие–то идеи в пространстве театра. Они показывают иной раз очень интересные наработки, по своему содержанию близкие к перформансу, к искусству акции. Центр современных искусств — площадка для поисков, и мы даем коллективам возможность выступить.

Постановка БСТ «Преступление  лорда Артура Сэвила» на фестивале «Двери».

Если поговорить с теми, кто занят в непрофессиональных постановках, вы увидите: это энтузиасты, редко получающие за свою деятельность какое–то вознаграждение, кроме аплодисментов. Наоборот, для театральных нужд с готовностью опустошаются собственные карманы, привлекаются средства друзей и родственников, по знакомым ищутся умельцы, способные из ничего создать декорации, и рукодельницы, на которых возлагается пошив костюмов. Впрочем, реквизит появляется в любительских театрах самыми разными, подчас необычными путями.

Никита Монич, координатор и один из основателей Босого студенческого театра, признается:

— Это наше хобби, и, как всякое увлечение, оно требует вложений. Хотя есть любительские театры, которые пытаются монетизироваться, перейти на профессиональную основу. А в основном мы сами ищем реквизит, костюмы, какие–то аксессуары. Я однажды шел по улице, увидел даму, которая что–то продавала, и у нее был старый зонтик — именно такой, какой нам требовался для постановки. И я уговорил ее поменяться на мой новый зонт. Смотрела она на меня при этом как на сумасшедшего.

Босой студенческий театр отличается отчетливым восточным оттенком и имеет свою «фишку» — нередко спектакли играются босиком. Влияние Востока легко объяснимо: коллектив сформировался 5 лет назад на факультете международных отношений БГУ и вошли в него молодые лингвострановеды — китаисты, арабисты, в команде есть даже специалист по языку фарси. На данный момент (на пятом году существования театра) костяк составляют выпускники и студенты, встречаются и талантливые старшеклассники. Отсутствие обуви объясняется просто: декорации, костюмы, аксессуары обходятся недешево, спонсоров, даже мимолетных, у любительских коллективов чаще всего нет, а обувь — самая проблемная и дорогостоящая часть гардероба. Поэтому однажды, отчаявшись найти в Минске двадцать пар восточных туфель, необходимых для постановки, участники решили выступить босыми. А затем придуманный «по бедности» ход превратился в отличительную черту и вошел в название театра.

Как известно, голь на выдумки хитра, и эпических историй о раздобывании некоей замечательной занавески, из которой потом пошили костюм, напоминающих о театральных буднях в эвакуации во время войны, вам в этой среде могут рассказать превеликое множество. Например, о том, как реставраторы Национального художественного музея в свободное время для спектакля Босого театра изготовили из старого непарного весла отличную алебарду.

Не всякий профессиональный театр справится с постановкой, если вдруг лишить его реквизиторов, пошивочного цеха, художника по декорациям и финансирования. А вот непрофессионалы раз за разом как–то умудряются. Результат зачастую оказывается весьма продуктивным и даже авангардным. Очень на руку лишенным спонсорской поддержки любителям концепция «бедного театра», выдвинутая польским режиссером и теоретиком Ежи Гротовским. Впрочем, все зависит от того, что именно ставится, считает актер–любитель из Босого студенческого театра Владислав Сурмин:

— Сейчас мы готовим постановку японского театра кабуки. И для нее требуется много реквизита: катаны, кимоно, гэта, различные ширмы и т.д.

Если поднимать вопрос востребованности того, что в советские годы называли самодеятельными коллективами, то надо признать: она на сегодня велика. Причем как со стороны аматоров, желающих в свободное время отдать руки, сердце и творческий огонь театральной деятельности, так и со стороны зрителей, готовых посещать непрофессиональные спектакли.

Беларусь для самодеятельных сценических коллективов — пространство вполне благоприятное: тут и международный «Тэатральны куфар», уровнем работы которого восхищаются зарубежные участники из стран, где любительское движение гораздо более развито, чем у нас; и Минский форум уличных театров, 80% заявок на который подают любительские, а не профессиональные репертуарные театры; и фестиваль «Двери», который без какой–либо рекламы, исключительно через сарафанное радио и социальные сети умудрялся собирать на спектакли никому не известных творческих команд зал на 500 — 600 человек... И если любительские театры чего–то и хотели бы от государства, так это чтобы им помогли найти постоянную репетиционную базу и дали больше возможностей продемонстрировать свои достижения. В остальном они — на удивление оптимистичные ребята, которые свои проблемы решают вполне самостоятельно.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 31 (24661). Среда, 18 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter