Народный

Конечно, жаль, что именно эта колонка выходит спустя несколько дней после юбилея народного артиста Геннадия Гарбука...
Конечно, жаль, что именно эта колонка выходит спустя несколько дней после юбилея народного артиста Геннадия Гарбука. Тот самый случай, когда лучше позже, чем никогда. Ну что ж, будут идти и вторая, и третья недели дня рождения, а потом еще второй и третий месяцы, поскольку на сентябрь намечены празднества в Купаловском театре, где будут чествовать одного из самых известных и любимых артистов страны. Даже если бы у Геннадия Михайловича не было званий, высоких наград и премий, он все равно был бы народным. А значит, неформально признанным и тем, кого искренне принимают и кому безоговорочно доверяют.

Было время, когда слышались упреки, что в отечественном кино почти не снимаются белорусские артисты. Полагаю, что у этого актера не было причины сокрушаться по поводу недостатка ролей. Сокрушаться можно разве что по поводу того, что не стал профессиональным певцом. Хотя голосом и способностью передать суть песни Гарбук явно не обделен. Как услышишь его «Враги сожгли родную хату», так ком к горлу и слезы в глазах. Зримо увидишь и Прасковью, которая должна была бы встретить «героя, мужа своего», и как «теплый летний ветер траву могильную качал». Каждая песня — не только зримый визуальный образ, но и конкретная история, где одним из главных героев является и личность исполнителя.

В его творческом багаже почти равное количество как театральных, так и киноролей. Однако одним из признаков талантливости является не количество спектаклей или фильмов, а то, как надолго запоминаются эти роли. Образы, созданные Геннадием Гарбуком, четко отпечатаны в памяти во всех деталях. Из моего далекого детства до сих пор одним из ярких впечатлений остался его Василь Дятлик из спектакля «Люди на болоте» начала 60–х. Помнится его затаенная, непреходящая боль, заставляющая быть все время в напряжении, готовым защищать свое. Это был Василь не по возрасту сосредоточенный, в речи, поступках, жестах, физиогномике которого чувствовался особенный характер: добрый и жесткий, мягкий и волевой, порывистый и сдержанный. За всеми словами и поступками персонажа ощущалась невероятная, глубоко запрятанная нежность.

А потом был одноименный фильм («Люди на болоте», реж. В.Туров), где актер сыграл роль другого возрастного плана — отца Ганны Чернушки. Все та же печальная сосредоточенность, а накопленные за годы усталость и душевная тяжесть выражались больше через молчаливый взгляд, чем через действие. Впрочем, молчание — тоже поступок, тоже характер.

Гарбуковские глаза — это как будто вся наша национальная вселенная, взгляд которых выражает память и терпение, силу и надежду. Немой Лопотуха из фильма «Черный замок Ольшанский» (реж. М.Пташук) у Гарбука превратился в образ невыносимого горя и страдания, за которым чувствовалась трагедия целого народа. И даже в этой смертельно–печальной истории, которую являл собой Лопотуха, ощущался прорыв к свету и добру.

Непревзойденной классикой останется его Петрок из «Знака беды» (реж. М.Пташук). Смиренно проживший свою жизнь в лишениях, кротко перенося все удары судьбы, Петрок с потрясающей отчаянностью вступает в последний в своей жизни поединок с врагом. В этой кротости заложено то, что, по сути, делает его образом трагическим, но не побежденным. В сущности, это и есть библейское смирение, за которым чувствуются сила духа и способность выстоять перед любым ударом. Во всех героях Геннадия Гарбука есть нечто общее. Будь то Андрей Ходос из «Белых Рос», Левон Горошко из «Тутэйшых», Кузьма из «Кооператива «Политбюро»...», дед Степан из «Врагов», Василий Талаш из «Талаша», хозяин хутора из «На безымянной высоте» — все они аккумулируют ту правду, которую чувствуешь сразу и понимаешь, что только так и может быть, а не иначе. В его драматических, трагических и даже комедийных персонажах всегда было и есть нечто такое, что не поддается вербальному описанию. Пожалуй, это можно определить таким понятием, как дух. Его герои наполнены какой–то особенной внутренней силой, которая не может быть уничтожена, как не может быть уничтожен народ и все, что составляет его нравственную основу. Характеры, созданные актером, похожи и всякий раз новы. О каждом из них можно сказать словами философа: «Индивидуален как портрет, универсален как идея, крепок как чистая совесть». И хотя это было сказано давно и по другому поводу, но в полной мере относится как к тому, что создал Геннадий Гарбук в театре и кино, так и к нему самому. Классика есть классика. У нее нет ни временных, ни пространственных границ. Она национальна и общечеловечна, конкретна и безгранична. Видимо, это и есть свойство по–настоящему народного таланта.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия №148 (24529). Четверг, 7 августа 2014 года

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter