О фильме "Эверест" Бальтасара Кормакура

Лучше гор могут быть только горы

В течение всего предыдущего столетия человечество было буквально одержимо идеей альпинизма. Появилась отдельная категория «горных» фильмов. Какие только режиссеры не открывали в себе страсть к горным вершинам: Лени Рифеншталь, Георг Пабст, Вернер Херцог, Клинт Иствуд, Жан–Жак Анно, Фред Циннеманн. А чего стоит незабываемая «Вертикаль» Станислава Говорухина, после которой все участники сразу стали знаменитыми, а «Песня о друге» в исполнении Владимира Высоцкого стала нравственным путеводителем не только в мире альпинистского братства. В новом столетии желание понять невероятную тягу к заснеженным высотам, похоже, не утихает. Подтверждением тому является недавно вышедший на широкий экран и уже собравший немалую аудиторию своих поклонников «Эверест» режиссера Бальтасара Кормакура. Но еще большим подтверждением является то, что именно этот фильм был выбран на открытие последнего Венецианского фестиваля.





Сказать, что в картине есть что–то неожиданное в драматургическом плане и чрезвычайно привлекательное в художественном, было бы большой смелостью. Обычный голливудский блокбастер, сюжет которого развивается по принципу постепенно разворачивающейся пружины. Сначала в размеренном ритме идет знакомство с группой скалолазов, желающих покорить самую высокую точку земного шара. Среди них не просто герои фильма, а прототипы реальных персонажей, у каждого из которых действительно была своя история: новозеландский проводник Роб Холл, японка Ясуко Намба, американцы Бек Уэзерс, Даг Хэнсен, русский казахстанец Анатолий Букреев. По мере знакомства нарастает чувство тревоги. Несмотря на абсолютно расслабляющие паузы во время отдыха на базовой станции, шутливые вечеринки, загорание в шезлонгах на фоне высокогорных снегов, понимаешь, что пружина рока уже запущена. Спусковой механизм начинает работать не тогда, когда группа поднимается к вершине, путь к которой по–настоящему смертельно опасный: кислородное голодание, обморожение, срывы в ущелья. И не тогда, когда устанавливается свой флажок на заветной высоте. Кульминация действия обозначена в точке спуска с Эвереста, как будто гора начинает мстить своим покорителям. Разразившаяся снежная буря подминает под себя одних альпинистов, другие замерзают у каменных стен от нехватки кислорода либо, теряя ориентацию, падают в пропасть. Фильм рассказывает о реальной трагедии, случившейся на этих высотах в 1996 году, когда погибли восемь человек, включая проводников.



Режиссер намеренно снимал свою картину в условиях, приближенных к реальным. На высоте 4 тысячи метров над уровнем моря были и снежные бури, и пронизывающие ветры. Рядом с актерами находились и реальные проводники–шерпы из числа коренных непальцев. Природная составляющая, которая для режиссера исландского происхождения является более чем важной, стала почти доминирующей в фильме. Когда глядишь на отстраненную красоту снежно–ледяных пейзажей, на ужасающую неприступность каменных утесов (оператор Сальваторе Тотино как будто намеренно снимал с подчеркнутой бесстрастностью), не покидает навязчивый вопрос: «Зачем?» Как будто предчувствуя зрительское недоумение, этот вопрос озвучил в фильме журналист Джон Кракауэр — тоже реальный персонаж, который был в те дни с группой альпинистов. На вопрос вразумительных ответов так и не было. Зачем Икар поднимался в небо? Зачем решили строить Вавилонскую башню? Зачем бросил свой вызов Прометей? Зачем подходить к краю бездны, чтобы ощутить высоту? Зачем оставшийся в живых Анатолий Букреев, спасший на той высоте трех человек, написавший книгу «Восхождение. Трагические амбиции на Эвересте», потом вновь пошел покорять очередную вершину и погиб? Может быть, ответ в словах песни из той же «Вертикали»: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал...»

lpsm3163@mail.ru

Фото kinopoisk.ru

Советская Белоруссия № 192 (24822). Среда, 7 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter