Летом жизнь в кинотеатрах словно замирает

Фильмы смотрят нас

Летом жизнь в кинотеатрах словно замирает...
«Лето — это маленькая жизнь...» Помнится, какой светлой радостью запала эта строчка знаменитой митяевской песни в наши души, став почти гимном предотпускного периода, сладким предчувствием какой–то особой поры. 


«Маленькая жизнь» у каждого своя: от дачи, речки, пруда до «все включено» с приморскими пляжами. У автора той замечательной песенки был свой рецепт: не только попить пива с милиционером под грибком, но и походить «в кино и парк культуры по ночам». А что?! Летом, даже в самую жару, именно потому что «абсолютная» свобода, хочется просто зайти в кинотеатр. Даже если там совсем не культовое кино от мастеров артхауса (что сейчас большая редкость), даже если там идет полный pulp–fiction (что бывает чаще всего).


По правде говоря, летом жизнь в кинотеатрах словно замирает. Не по количеству желающих провести свое время наедине с «великой иллюзией», а по качеству предлагаемого товара. Особо «интеллектуальные» фильмы как будто специально приберегаются для этого времени. Фильмы действительно смотрят нас. Иначе говоря, предложение определяет спрос, точно обозначая культурные потребности жующей публики. Боевики, триллеры, фантастика предлагают в основном одни и те же душещипательные истории о спасении мира. То команда супергероев, позиционируя себя в качестве стражей Галактики, ринулась в схватку с антигероями («Стражи Галактики»), то неутомимые черепашки ниндзя спасают небоскребный город «Большое яблоко» от опасного злодея («Черепашки ниндзя»), то бывалые солдаты объединяются в противодействии наемнику–душегубу («Неудержимые–3»), то молодые люди бросают вызов стихии, противопоставляя себя тем обывателям, которые борьбе предпочитают выживание («Навстречу шторму»). Как правило, в этих фильмах категория пространства имеет принципиальное значение. Американские городки и мегаполисы являются своеобразной метафорой либо всей Вселенной, либо той ее лучшей части, которую обязательно надо отстоять и освободить от козней злых врагов. Ради этого черепашки–энерджайзеры вылезают из канализационных люков — и айда против насилия, ненависти и страхов, чтобы город Нью–Йорк спал спокойно. Ради этого собираются крепкие мужчины, которых любовно называют «настоящими джентльменами», «ветеранами киллерского мастерства» и у которых не только «самые широкие плечи», но и, конечно же, «самые весомые аргументы», которые любят поиграть в «самые дорогие игрушки» и при этом почувствовать себя освободителями мира. Вообще, в этих комиксовых конструкциях, которые явно отдают гигантоманией и гипертрофированным чувством самоуверенности, есть нечто искривленное, подменное и обманное, когда кривда кажется правдой, когда страшное представляется добрым. Чего стоит, например, рекламный слоган фильма «Судный день–2», привлекающий внимание на всех афишных столбах: «Добро пожаловать в идеальное будущее, где одну ночь в году все преступления легальны». В аннотации уточняется: «Мир будущего без преступности, войн. И все это благодаря одной ночи в году, когда можно отправить на тот свет любого, — и ничего не будет». Весьма специфический способ для того, чтобы оказаться в светлом будущем. А ведь какая–нибудь неискушенная душа вполне когда–нибудь захочет им воспользоваться. Примеров из реальной жизни достаточно.


В песенке Олега Митяева была история «маленькой жизни», понятной каждому. Автор немеркнущего оптимистического слогана как бы подвел итог: «Жизнь, в которой не было ни дня фальши. Вряд ли кто–то точно знает — что дальше». Про нынешнее репертуарное кино такого не скажешь. Ну а дальше–то что?


lpsm3163@mail.ru


Советская Белоруссия №159 (24540). Пятница, 22 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter