— Есть достаточно хороший опыт строительства Союзного государства, это способствует развитию многостороннего сотрудничества, в том числе и Евразийского экономического союза. Полагаю, что в современной ситуации для расширения нашей взаимной российско–белорусской торговли, инвестиционного сотрудничества надо шире использовать в расчетах российский рубль. Думаю, это объективная реальность, с которой мы должны считаться.
Более того, после создания ЕАЭС Союзное государство актуальности не утрачивает. Наоборот, будет последовательно укрепляться. Об этом говорил председатель российского правительства Дмитрий Медведев:
— Со следующего года в связи с запуском Евразийского экономического союза отношения России и Беларуси получат новое измерение. Мы переходим к новому этапу интеграции, где должно быть обеспечение четырех свобод — движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Но формат Союзного государства не исчезает, а будет укрепляться.
Минск предлагает усовершенствовать в Союзном государстве долгосрочное прогнозирование: перейти от отдельных проектов, годовых прогнозов к средне– и долгосрочным документам. Это позволит выстраивать перспективную совместную промышленную и энергетическую политику, даст ориентиры бизнесу двух стран для инвестиционных решений. Кстати, сегодня в нашей стране каждое третье совместное предприятие — белорусско–российское.
Участники заседания обсудили основные параметры проекта союзного бюджета на 2015 год (его размер останется на уровне нынешнего — около 5 млрд. российских рублей). Рассмотрели выполнение программы согласованных действий в области внешней политики, реализацию концепции социального развития Союзного государства на 2011 — 2015 годы.
К сожалению, есть и факторы, сдерживающие взаимодействие. Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота одним из них считает западные санкции в отношении России:
— Всякого рода эмбарго всегда вносят некоторую сложность в торгово–экономические отношения. Вполне возможно, что из–за этого образовалась некая пауза по некоторым видам продукции. Будем надеяться, что мы к концу года выйдем на какой–то приличный уровень. В любом случае Беларусь останется одним из основных торгово–экономических партнеров для России, так же как Россия для Беларуси.
Зато в части либерализации рынка автотранспортных услуг двух стран прогресс отмечается уже сегодня. Григорий Рапота уточнил: министерства транспорта двух стран понимают друг друга. Продолжается либерализация условий работы наших перевозчиков в России и российскими — в нашей стране. Обсуждение плана формирования объединенной транспортной системы Союзного государства стало еще одной темой вчерашней работы союзного Совмина.
osipov@sb.by
Советская Белоруссия №202 (24583). Среда, 22 октября 2014.