МИД представил годовой «Обзор итогов внешней политики и деятельности МИД»

Открыть страну миру

Министерством иностранных дел подготовлен очередной годовой «Обзор итогов внешней политики и деятельности МИД». Материал представляет собой краткий комплексный анализ ключевых итогов 2015 года и результатов работы МИД на основных внешнеполитических векторах. В нем нашли отражение широкая география стран и регионов, с которыми активно сотрудничает Беларусь, а также обширный спектр вопросов, решением которых Министерство иностранных дел активно занималось в ушедшем году.


...Для такой страны, как наша, которая не обладает сильным геополитическим влиянием, но тем не менее активно включена в систему международных связей, выбор эффективной внешнеполитической стратегии является ключевым фактором развития. Что же определяло эту стратегию в уходящем 2015–м году? И какие она показала результаты?

Во многом определяющим событием прошлого года стали выборы Президента Беларуси, которые прошли в спокойной и деловой атмосфере. МИД отмечает, что в ходе их было обеспечено конструктивное взаимодействие с международными наблюдателями от ОБСЕ, СНГ, ПАСЕ, ШОС и других структур (всего более 900 наблюдателей).

Их оценки значительно влияют на то, как в дальнейшем будут выстраиваться наши отношения с международными партнерами, прежде всего на Западе. Впрочем, точкой отсчета новых политических тенденций стали договоренности, достигнутые в ходе саммита «нормандской четверки» в Минске. На сегодняшний день они представляют собой международно признанный механизм политико–дипломатического разрешения конфликта.

«Результаты комплексных усилий на международной арене содействовали дальнейшему укреплению авторитета и положительного имиджа нашей страны, осознанию истинной ценности Беларуси в качестве фактора стабильности и безопасности в регионе, а также потенциала Минска в развитии интеграционных процессов», — отмечается в обзоре МИД.

В свое время белорусский Президент предложил формулу интеграции интеграций для взаимовыгодного сотрудничества и развития экономик стран всего континента. Запуск с 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС) ознаменовал выход евразийской интеграции на качественно новый уровень, расширил горизонты возможностей по реализации этой концепции.

Если говорить о дальнейшем развитии Евразийского экономического союза, членами которого в течение года стали Армения и Кыргызстан, то по инициативе белорусского председательства были приняты Основные направления промышленного сотрудничества в рамках союза, утверждена Концепция формирования общего электроэнергетического рынка, принят пакет необходимых законодательных актов для обеспечения функционирования с 1 января 2016 г. единого рынка лекарственных средств и медицинских изделий.

В то же время, к сожалению, не удалось добиться прорыва в решении ключевого вопроса — полной отмены изъятий и ограничений во взаимной торговле. Это — предмет для интенсивной деятельности Коллегии Евразийской экономической комиссии второго созыва, которая начнет свою работу с февраля 2016 г.

Круг партнеров ЕАЭС расширяется — подписано соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом. Принято решение глав государств ЕАЭС о начале переговоров с Китаем по заключению соглашения о партнерстве и сотрудничестве, с Израилем — по заключению соглашения о ЗСТ. Ведется экспертная работа по сопряжению ЕАЭС и экономического пояса Шелкового пути.

МИД сообщает, что во время белорусского председательства подготовлена памятная записка «Евразийский экономический союз — Европейский союз: контуры сотрудничества», которая передана в Европейскую комиссию. Так что ждем обратной связи со стороны ЕС, который декларирует свою открытость.

Приостановка действия ограничительных мер ЕС в отношении Беларуси в октябре 2015 г. дает шанс на дальнейшую интенсификацию политических контактов и экономических связей. Тем более что в прошлом году уже были проведены визиты в Беларусь высокопоставленных представителей Европейской службы внешних действий (ЕСВД) и Европейской комиссии, а также делегации Европейского парламента по связям с Беларусью.

Двусторонние отношения со странами Европы, выстраивавшиеся с опорой на прагматичное сотрудничество в различных областях, также характеризовались повышением интенсивности и уровня двусторонних контактов.

МИД отмечает, что заметно продвинулся политический и экономический диалог с Германией. Визиты Премьер–министра Беларуси в Италию и Турцию, приуроченные к проведению Всемирной выставки ЭКСПО–2015 в г. Милане и Белорусского инвестиционного форума в г. Стамбуле, позволили провести ряд важных двусторонних переговоров по развитию взаимовыгодного сотрудничества с данными странами.

Принято решение об открытии в Минске посольства Австрийской Республики, произошли позитивные подвижки в отношениях с Францией.

В отношениях с Соединенными Штатами Америки продолжился совместный конструктивный поиск возможностей для дальнейшей нормализации диалога.

В августе прошлого года состоялся визит в Беларусь делегации конгресса США, которая была принята Главой государства. На основе проделанного Беларусь заинтересована в придании процессу нормализации отношений с США устойчивого характера.

Упомянутые выше страны входят в число локомотивов мировой экономики, а потому сотрудничество с ними Беларуси говорит о многом. Как минимум — о том, что нам есть что предложить мировым грандам. Хотя только грандами список наших внешнеполитических партнеров не исчерпывается. В обзоре нашли место государства мира от Японии до Кубы и Никарагуа. И этот широкий список еще раз подчеркивает открытость белорусской экономики миру. Отсюда внешнеполитическая стратегия — открыть миру Беларусь.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 3 (24885). Суббота, 9 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter