Что мешает немецким предпринимателям сотрудничать с Беларусью

Бизнес не любит буревестников

У немецкого высокотехнологичного и производительного бизнеса есть интерес к Беларуси и созданию совместных производств.
С Утой Кохловски–Каджая, генеральным директором Ассоциации по экономическому сотрудничеству с Восточной и Центральной Европой, мы познакомились в Берлине и легко нашли общий язык: она недавно приехала из Беларуси, где с делегацией немецких предпринимателей побывала в Минске, Жлобине и моем родном Гомеле. Ее дочь зовут Инесса, а такие совпадения всегда располагают женщин друг к другу. Поэтому она говорила вполне откровенно о том, что в Беларуси ей нравится, и о том, что хотелось бы изменить.

— Мы очень рады, что немецкий бизнес в Беларуси уже есть. Он очень успешно работает, но нам хотелось бы, чтобы наши предприниматели еще активнее приходили в Беларусь. Поэтому мы и поехали, чтобы посмотреть, где есть возможности, что еще можно сделать. Германия, например, очень сильна в аграрном секторе, и это отвечает запросам Беларуси. Мы думаем, что можно сотрудничать и в химической, и строительной промышленности. Очень интересна Беларусь как логистический центр, здесь есть очень много вариантов. И мы, конечно, будем очень активно работать с БМЗ, который имеет в Германии представительство и дочернюю компанию. Мы очень рады, что у нас есть такие надежные партнеры, мы хотим показать этот хороший пример, чтобы другие увидели путь в Беларусь.

— Вы представляете средний бизнес. Какие есть различия в подходах к международному сотрудничеству у большого и среднего бизнеса? Что особенно важно для среднего немецкого предпринимателя, который хочет сотрудничать с Беларусью?

— Для среднего бизнеса очень важны нормальные рамочные условия. Конечно, это и юридические, правовые, но не только, важно, чтобы можно было, так сказать, положиться на все условия. И я не могу не сказать, что нашим бизнесменам сейчас трудно. Например, идет девальвация белорусского рубля. Так же, как и у ваших соседей, — российского рубля или казахстанского тенге. От этого средний бизнес очень страдает, потому что не может предусмотреть, как пойдет дальше развитие. Эта одна из самых существенных загвоздок, которые в данный момент мешают работать. Было бы хорошо, если бы были созданы условия, позволяющие работать. Большим фирмам это не настолько мешает, как средним.

— А в Беларуси вы тоже встречались именно со средними фирмами, вы считаете, что у такого сотрудничества есть потенциал?

— Мы именно в этом и видим потенциал, у вас тоже очень много средних фирм, они работают на одном уровне, это прямо как смотреть друг другу в глаза. Очень трудно работать с какими–то монстрами, среднему бизнесу трудно найти с ними общий язык. А структура белорусской экономики такова, что она очень хорошо позволяет среднему немецкому бизнесу войти в нее. А ведь средний немецкий бизнес от других стран отличается тем, что работает не только в торговле, но и в продуктивной сфере. Многие наши средние компании — высокотехнологичные, и поэтому мы думаем, что это хорошо сочетается с запросами Беларуси: то, что мы можем поставлять и где можем работать вместе, это очень хорошо стыкуется. Но для среднего бизнеса нужны стабильные условия, это самое важное. И вот в этом направлении вам надо подумать, как, каким образом их создать, чтобы наши компании более активно входили в Беларусь.

В Беларуси действует двусторонний совет делового сотрудничества. Но, как утверждает фрау Кохловски–Каджая, к его работе у германских предпринимателей есть вопросы:

— Те советы, которые даются, не претворяются или очень долго рассматриваются, с ними надо как–то более оперативно работать. Знаете, раз советы запрашиваются, их надо быстрее рассматривать — что можно, что нельзя, что нужно изменять, — и потом претворять в жизнь. Потому что наши коллеги жалуются, они говорят: «Очень хорошо, что мы подключены к этому, работаем в этом, но мы не видим отдачи. Мы говорим, говорим, но не получаем ответа. Так незачем и говорить». Нам не надо, чтобы все предложения рассматривались, надо что–то отсеять, а про что–то сказать: да, это мы сделаем, но тогда надо это сделать. А не просто, чтобы это тянулось 10 лет и наши бизнесмены не видели отдачи от этого сотрудничества.

Говоря о впечатлениях от поездки в Беларусь, фрау Кохловски–Каджая (кстати, прекрасно владеющая русским языком) вспоминает в первую очередь о людях:

— Ваши люди — они такие теплые, очень обязательные, очень конкретные. Когда с ними говоришь, то это так... конкретно. Не вокруг да около, а по существу. Очень сердечные, нам очень это понравилось, и как–то по немецкому характеру, что такие все обязательные, порядочные. Между прочим, те немецкие фирмы, которые работают в Беларуси, именно это подчеркивают: обязательность, порядочность. Чего иногда не хватает, так это квалификации. Не то чтобы она недостаточно высокая, она высокая, но не всегда та, которая востребована. Здесь надо подумать, как стыкуются те направления, которые Беларусь хочет развивать, и подготовка рабочей силы по этим направлениям. Например, вы всегда были сильны в IT–секторе. Но мне немецкие фирмы сейчас говорят, что все, рынок пуст, всех уже разобрали, поэтому все поняли, что в Беларуси IT на высоком уровне и поэтому просто уже очистили весь рынок. То есть нужно готовить следующее поколение, новых специалистов. Здесь не надо расслабляться.

Кстати, посол Беларуси в Германии Андрей Гиро рассказывал о том, что действительно минский Парк высоких технологий в Германии хорошо известен:

— С нашей помощью делали две презентации Парка высоких технологий в Германии — в Берлине и Мюнхене, и, по мнению руководства парка, третья пока не нужна. Потому что они получили столько заказов, что нужно какое–то время, чтобы их переработать, обработать и исполнить. То есть задача стоит не еще набрать, а отработать то, что есть. Это опять–таки свидетельство того, что кадры у нас очень хорошие, и по IT–технологиям мы занимаем одно из ведущих мест.

Ута Кохловски–Каджая, не отрицая очевидных успехов белорусских программистов, говорит о важности подготовки кадров в других направлениях:

— Если, например, средний бизнес идет, то они не готовят собственные кадры, они предполагают, что это домашнее задание той стране, куда они идут, — подготовить рабочую силу. Например, немецкий бизнес главным образом идет не туда, где дешевая рабочая сила, а туда, где квалифицированная. Потому что немецкий бизнес идет с технологичными товарами, поэтому вопрос не в дешевизне, а в квалификации. И здесь на самом деле есть большие плюсы у Беларуси, и если вы и дальше будете так держать, что у вас не только академическое образование, но и профтехучилища, это очень хорошо. Во многих бывших советских республиках этого нет. Средний уровень, профтехучилища, были убраны, и есть или школьное образование, или академическое, а между ними ничего нет. И то, что в Беларуси это сохранилось, это очень сильный момент, здесь только надо подумать, по каким направлениям идти дальше, чтобы состыковать потребности промышленности и то, что дает образование.

Вывод, который напрашивается из этого разговора: у немецкого среднего (высокотехнологичного и производительного) бизнеса есть интерес к Беларуси и созданию совместных производств. Есть определенные проблемы, причем в основном с нашей стороны. Но проблемы эти решаемы при наличии воли и желания. А ведь у нас есть и воля, и желание, правда?

Фото Михаила Пеньевского
Берлин

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter