Репортаж с первого после летнего гонок этапа "Формулы-1" - Гран-при Бельгии

Спа-Франкоршам. Бои идут по всем фронтам

В Спа-Франкоршаме, где проходил первый после летнего отпуска этап гонок «Формулы-1», предсказывать погоду и развитие событий на трассе дело сложное...
В Спа-Франкоршаме, где проходил первый после летнего отпуска этап гонок «Формулы-1», предсказывать погоду и развитие событий на трассе дело сложное и зачастую неблагодарное. Голубые Арденны, по склонам холмов которых пролегли 7 км гоночной дистанции знаменитого бельгийского автодрома, как правило, преподносят сюрпризы. И если метеослужбы в прошедший уик-энд были точны как никогда, то вот гоночный сюжет оказался весьма интригующим и неожиданным. 

Холодный уик-энд

Уже не в первый раз бельгийский Гран-при вынуждает брать с собой теплую одежду. Но даже для этих мест дневная температура 10 - 12 градусов в конце августа – дело необычное. Тут скорее, приезжая в Брюссель на празднование Рождества или Нового года, вы рискуете попасть под такое же потепление, чем в конце лета столкнуться с таким похолоданием. Одно слово – Арденны. Хотя в этой их части самая высшая точка лежит на высоте всего 500 метров над уровнем моря, но бельгийцы гордятся ими не менее, чем швейцарцы своими Альпами. Примечательно, что непосредственно возле трассы этот горный массив еще носит неофициальное название Голубые Арденны. В любую погоду, если видимость позволяет, уже на расстоянии пару километров от себя вы видите эти горы в голубоватой дымке. Что тому причиной – частые туманы или испарения от богатой железной рудой и каменным углем местной земли – сказать трудно. Но факт остается фактом: если речь идет о Голубых Арденнах, то это именно здесь, где уже несколько десятилетий по бывшим деревенским дорогам проложена гоночная трасса, получившая свое имя от названий соседних населенных пунктов Спа и Франкоршам. 

Главная новость четверга

Уставшие от отсутствия новостей за несколько недель летних каникул журналисты с самого начала бельгийского этапа, словно голодные волки, набросились на брошенную им командой «Торо Россо» жертву. Итальянская скудерия накануне подписала контракт на следующий сезон с голландским пилотом Максом Ферстаппеном, ангажировав этого 16-летнего юношу в качестве боевого гонщика на следующий сезон. Новость была более чем неожиданной. До этого дня ни у кого не вызывало сомнений, что вместо ветерана Жан-Эрика Верня, завершающего свой 3-й сезон в этой молодежной школе мастерства команды «Ред Булл», будет гоняться испанец Карлос Сайнс. А тут вдруг совсем юный мальчишка, который всего полсезона отъездил в младшей формульной дисциплине, придя туда из… картинга! Свое решение доктор Марко (главный консультант Дитера Матещица по персоналу гонщиков) объяснил очень коротко: «Макс – очень талантливый гонщик, а его возраст нас не смущает». Больше всех были счастливы этой новости сам Макс и его отец Йос Ферстаппен, который несколько лет, правда, без больших успехов, гонялся вместе с Шумахером, Вильневым и Хаккиненом. 

А вот, например, сам Жак Вильнев, выступающий в паддоке в роли комментатора французского телевидения «Канал-Плюс», был настроен категорически против. Вот как он высказался по этому поводу мне в личной беседе: «Эти мальчишки приходят сюда совсем юными и гоняются так, словно играют в компьютерные игры. Без мыслей о том, что это – опасный спорт, еще не сформировавшимися психологически. Должны же быть какие-то возрастные пределы?! Иначе потом мы будем опять удивляться, почему так много бессмысленных аварий». 

Но была еще одна новость в продолжение этой, которая нас взбудоражила еще больше. Бывший владелец команды «Минарди» (прародительницы нынешней «Торо Россо») Джанкарло Минарди, часто выступающий в последнее время со своими комментариями перед журналистами, выдвинул такую версию развития событий начавшейся волны переходов пилотов в другие команды: «Появление Ферстаппена в «Торо Россо» вовсе не означает, что Макс будет напарником Даниеля Квята на следующий год. Скорее речь идет о переходе Квята вместо Феттеля в «Ред Булл», а в «Торо Россо» будут гоняться Ферстаппен и Сайнс». Версия немножко фантастическая, но при ближайшем рассмотрении вполне реализуемая. Ведь Себастьян Феттель действительно может уйти из своей чемпионской команды, приняв новый вызов. Становиться ему пятикратным чемпионом в рамках той же команды гораздо меньше интереса, чем, скажем, добыть чемпионский титул в составе новой команды. Вот только произойдет ли этот «развод» уже в следующем сезоне или нам придется подождать пару лет? Обещанный уход Эдриана Ньюи в конце нынешнего сезона с должности главного конструктора болидов для «Ред Булл» делает версию Минарди еще более реальной. Ведь именно с машинами Ньюи Себастьян 4 года подряд завоевывал чемпионские кубки. 

Подводя итог, можно сказать, что в случае даже одного перехода кого-нибудь из гонщиков топ-команд может сработать «принцип домино» и начнется весьма интересная волна перестановок, результаты которой и сформируют окончательный состав пилотов на следующий год. 

Опасный полет в пятницу

В преддверии Гран-при Сочи российские спонсоры продолжают искать возможности пропиарить себя на этом мероприятии, учитывая большую вероятность присутствия первых лиц государства. В Спа было объявлено, что за руль одной из команд гонок сопровождения GP3 на этот и российский этапы сядет дебютант, российский пилот Константин Терещенко. По правде сказать, выдающихся результатов в других дисциплинах Константин не имел. Его появление здесь было чисто маркетинговым ходом. Очевидно, еще свежи были в памяти события прошлого сезона в этой дисциплине, когда дебютировавший россиянин Даниил Квят завоевал чемпионский титул, начав отсчет побед именно с Гран-при Бельгии. Но ведь у Квята были уже победы и очень сильные выступления до этого дебюта. А у Терещенко, увы, нет. Но, видно, замысел российских спонсоров, «купивших» право посадить своего подопечного в болид на две гонки, был продиктован чисто финансовой стороной дела. Ведь на весь сезон оплатить участие гонщика стоит на порядок дороже, чем дать ему возможность испытать себя на пару гонок.

Наш скептицизм по этому поводу усилился уже после первых заездов. Видно было, что российский пилот, впервые севший за руль мощного болида, да еще и на одной из самых сложных трасс календаря, чувствует себя в нем дискомфортно, замыкая таблицу предварительных результатов.

Смоченная дождем трасса спровоцировала дилетантскую ошибку Константина. Перед одним из поворотов он, пытаясь догнать соперника, пропустил точку оптимального торможения. Поняв, что не сможет вписаться в поворот, россиянин затормозил резче обычного и заблокировал колеса. Машину повело в сторону, она выскочила на траву, продолжая двигаться боком к шикане. У самого асфальта болид подскочил на поребрике и взлетел вверх. Таких высоких полетов давно здесь не видели. Приземлившись машина Терещенко перевернулась «через голову», встала снова на колеса. Продолжая движение, болид ударился кормой об ограждение, наконец-то остановился и загорелся. Пилот смог очень быстро самостоятельно покинуть вдребезги разбитый болид, что лишний раз доказало, что безопасность гонок сегодня находится на высоком уровне.

На этом выступление россиянина закончилось. Врачи пока запретили ему участие в дальнейших заездах. К тому же оно и практически было невозможно. Команды не возят с собой запасные болиды. А ущерб от аварии составил более 110 тысяч евро. Да, дороговатым оказался дебютный маркетинговый ход россиян. Хорошо еще, что сам гонщик физически сильно не пострадал.

Захватывающий прорыв в дождливую субботу 

Следующая серия гонок сопровождения GP2 тоже привлекла внимание к себе прессы. И снова из-за российского пилота. Правда, на этот раз эмоции были значительно более положительными, чем в предыдущем случае.

С начала сезона в команде «Russian Time» выступает российский гонщик Артем Маркелов. Его дебют в этой дисциплине, минуя GP3, был идеей Игоря Мазепа, который скоропостижно скончался в свои 40 лет от сердечного приступа в феврале этого года. Именно под руководством Игоря в прошлом сезоне эта команда прямо с дебюта завоевала Кубок конструкторов.

Подававший хорошие надежды в предыдущих сериях Артем не сразу нашел себя в новом чемпионате. Из-за слабых результатов в квалификации, остающейся пока уязвимым местом у россиянина, ему до сих пор не удавалось заработать ни одного очка. Хотя в то же время его напарник Митчел Эванс, пусть и более именитый, чем Артем, уже несколько раз поднимался на подиум, выигрывал гонки, претендуя по окончании сезона быть на 3-м месте. 

Прорывы Артема по ходу гонок демонстрировали бойцовский характер российского пилота, но трудно добираться до финиша «в очковой зоне», стартуя всякий раз почти с самого хвоста пелотона. Поэтому отсутствие результатов сказывалось на интересе СМИ к гонщику. Но в субботу в Спа случилось нечто невероятное.

Квалификация традиционно прошла неудачно для Маркелова. Более того, после рассмотрения стюардами инцидента с блокированием соперника даже предпоследнее место Артема было у него «отобрано». С учетом наложенного штрафа ему пришлось стартовать с пит-лейна. Дождевые условия внесли свои корректировки в расстановку сил. Но главное было не это, ведь дождь для всех сделал условия более сложными. Главным было то, насколько пилоты были способны вести борьбу не только с мокрым покрытием и едва державшими сцепление с асфальтом машинами, но и со своими соперниками. Именно в этой ситуации Артем сумел показать свой характер, пилотское мастерство, проведя, прямо скажем, фантастическую гонку. Один из его обгонов, когда машины колесо в колесо с соперником проходили один за другим повороты, был номинирован на лучший обгон сезона. Причем речь шла не об обгонах в хвосте или даже в середине пелотона. Речь шла о пилотах, которые регулярно набирают зачетные очки в гонках. 

В итоге Артем финишировал седьмым, заработав свои первые 6 очков и чуточку не дотянувшись до атаки на лидера чемпионата, пересекшего финишную черту на 6-м месте. По правилам GP2 в воскресной гонке Маркелову следовало стартовать с первого ряда (гонщики, занявшие в субботу первые 8 мест, в воскресенье стартуют в обратном порядке, то есть 8-7-6… 1). И мы очень ждали, что россиянин сумеет показать себя в лидирующей группе, ведь темп, который он показывал в субботней гонке, был очень близок к лидерам. 
Увы, воскресная гонка Артема была испорчена… неисправностью манометра. Механики накачали колеса со значительно большим давлением, чем то оптимальное, при котором болид управлялся до сей поры. В результате уже на прогревочном круге Маркелов сообщил, что машина его не слушается, он с трудом вписывается в повороты. Об истинной причине неполадок узнали слишком поздно, после того как, потеряв более 10 позиций, Артем вернулся в боксы. Когда причину обнаружили, россиянина вновь выпустили на трассу с отставанием в несколько кругов от основной группы пилотов. Проехав на другом комплекте резины два круга, в ходе которых Артем показал результат на уровне первой тройки лидеров, стало ясно, что проблема была в избыточном давлении в шинах. Артем вернулся в боксы, подтвердив для себя и команды, что болид исправен. И теперь оставалось лишь сожалеть об упущенных шансах и морально готовиться к следующей гонке в Монце.

Понятно, что субботний прорыв Маркелова не прошел незамеченным. О россиянине заговорили как о талантливом пилоте. Вот только надо еще ему доказать всем, и в первую очередь себе самому, что это было не случайное совпадение звезд. Ведь времени, отпущенного на дебют Артема, почти не осталось. В следующем году, если он мечтает когда-то попасть в «Формулу-1», ему надо будет не просто регулярно зарабатывать очки, но и подниматься на подиумы. Сможет ли? Вот в чем вопрос. 

Чемпионская интрига в пасмурное воскресенье

Субботняя квалификация непосредственно в гонках «Формулы-1» также была дождевой. Но особой чехарды погода не внесла. Уверенно первый ряд завоевали гонщики «Мерседес». Причем ближайший к ним Себастьян Феттель показал время почти на 2 (!) секунды медленнее немецких болидов.

Но воскресный старт был на сухом асфальте, и на всех болидах стояли новые комплекты «сликов». Несколько капель дождя, вызвавших возбуждение в паддоке и на командных мостиках, оказались лишь демонстративными. В гонку машины ушли по сухому асфальту, пилотам оставалось уповать лишь на свое мастерство и удачу, а не на метеопричуды.
Лидеру чемпионата, Нико Росбергу, стартовавшему с поула, не удалось удержать свою позицию в первом повороте. Его напарник Льюис Гамильтон был заметно быстрее, и он возглавил гонку. Уязвленное самолюбие Нико отбросило на задний план все стратегии и тактику. Уже на втором круге немецкий гонщик агрессивно бросается в атаку на своего обидчика. Причем для этого он выбрал не самое подходящее место. А Льюис ведь тоже не из удобных соперников, беспрепятственно позволяющих себя обгонять. Британец, находясь на полкорпуса впереди, пытается перекрыть траекторию напарнику при входе в очередной поворот. Болид Росберга правым передним крылом натыкается на заднюю левую шину «Мерседеса» Гамильтона.

В результате обломанное крыло на «Мерседесе» Нико и пробитая шина у Льюиса, что практически похоронило гонку британского чемпиона. Сам же Нико, потеряв время на своем первом пит-стопе для замены поврежденного носового обтекателя, финишировал вторым.
На подиуме, где первенствовал Даниель Риккиардо и соседствовал Валттери Боттас, Нико Росберга неожиданно освистали. Автодром Спа всегда отличался большим наплывом британских болельщиков. Именно они не простили Росбергу его «аварийное поведение» по отношению к напарнику. Более того, и руководство команды также выразило недовольство поведением немецкого пилота. Хотя официально «Мерседес» неоднократно заявлял о допустимости внутрикомандной борьбы своих гонщиков, на деле же никому не хотелось бы потерять такой лакомый Кубок конструкторов из-за того, что пилоты не хотят друг другу уступать. 

Сам же Нико несколько неуклюже попытался объясниться, говоря о том, что он хотел обозначить свою позицию. Скажи он прямо в эфир: «Если вы считаете, что я сделал это преднамеренно, то вы не правы. Я не собирался умышленно устраивать аварию с Льюисом. Это получилось случайно», - и все бы вопросы сразу отпали. А тут еще и Льюис после командного бриффинга дал интервью, в котором заявил: «Нико сам признался, что мог избежать аварии». Вырванная из контекста фраза только подогрела разговоры. Интрига, которой так не хватало в последние месяцы, наконец-то появилась, напомнив события прошлого года, когда Феттель вопреки приказу из боксов не уступил Уэбберу. Напомним, что Себу затем долго пришлось оправдываться перед всеми, всякий раз меняя свою аргументативную базу. И, кстати, выслушивать свист болельщиков, стоя на подиумах. Как будет в этот раз, пока сказать трудно. 

Придаст ли этот инцидент интереса к чемпионату и станет ли борьба Нико - Льюис предметом разрастующегося конфликта, я думаю, мы увидим уже в Монце, через 2 недели. 

Фото автора и Жоржа Декостера.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter