"Формула-1". Гран-при Монако. Так был ли заговор?

Остывшая от скандалов "Формула-1", похоже, вновь получила пищу для разборок и поисков истины
Остывшая от скандалов "Формула-1", похоже, вновь получила пищу для очередных разборок и поисков истины. На прошедшем в Монако очередном этапе чемпионата "Формулы-1" из-за ошибки команды "Мерседес" победу одержал не стартовавший с поул-позишн и лидировавший всю гонку с большим отрывом Льюис Гамильтон, а его напарник Нико Росберг.



И хотя для сохранения интереса к чемпионату "Формулы-1" большинству болельщиков и журналистов хотелось, чтобы победная серия выступлений Гамильтона в этом сезоне прервалась, мало кому понравилось, какой ценой это было сделано.


Безмятежный Льюис еще не знает, что его ждет на гонке

На подиуме Льюис Гамильтон, едва сдерживая слезы досады от случившегося, даже не стал разбрызгивать шампанское, как того велит великая гоночная традиция. Но справедливости ради отметим, что, отвечая на вопросы комментатора тут же у подножия подиума, британец не стал искать виноватых случившегося. Он лишь пообещал вернуться сюда через год и выиграть эту престижную гонку.


Так что же произошло в команде "Мерседес" на самом деле под занавес гонки, грозившей стать поначалу самой пресной за последние несколько лет в Монте-Карло? Заговор? Предательство? Или просто неудачное стечение обстоятельств? Ответ на этот вопрос постараюсь дать в изложенных ниже подробностях этого странного инцидента.

Льюис — безоговорочный лидер

Сегодня, когда страсти монегасского уик-энда улеглись, самое время трезво и без предвзятостей взглянуть на хронологию событий гонки, ставшей наиболее странной из тех, что мы видели в этом сезоне. 


Преимущество команды "Мерседес", несмотря на городскую тесноту улиц Монте-Карло, проявилось и в Монако. Причем дело, похоже, не только в моторах, иначе в финальном сегменте мы должны были бы увидеть дуэт "Уильямс", а на деле лучший из них Фелиппе Масса был по итогам квалификации лишь 14-м. Внутрикомандную дуэль на быстром круге в субботу уверенно выиграл Гамильтон, "привезя" Росбергу весомый отрыв 0,35 секунды, а ближайшему сопернику Себастьяну Феттелю - почти 0,8.


Нико Росберг перед гонкой весьма обеспокоен

То, что Льюис "поймал" свой темп, было очевидно и непосредственно в гонке. Великолепный старт и далее безошибочное пилотирование позволили ему не только удержать преимущество поул-позишн, но и уверенно наращивать его с каждым кругом гонки. Достаточно сказать, что на одинаковых болидах, при одинаковой планировавшейся тактике с одним пит-стопом перед своим заездом на обслуживание в боксы Нико проигрывал напарнику уже 7,5 секунды. Когда волна пит-стопов прошла, на более жестких покрышках Льюис стал отрываться от преследователей с еще большим эффектом. И стало ясно, что Росберг уже смирился со вторым местом, переключив все свое внимание на то, чтобы удержать хотя бы его. "Феррари" Феттеля упорно не хотела отставать, прессингуя победителя предыдущих двух лет в Монако. К 63-му кругу отрыв Льюиса от Нико был 19,6 (!) секунды.


Когда на следующем круге Макс Ферстаппен на своем "Торо Россо" опрометчиво ринулся в атаку на "Лотус" Ромэна Грожана и, зацепившись левым передним крылом о заднее правое колесо француза, протаранил отбойник, был включен режим виртуального "сэйфети-кара". Все гонщики сбросили скорость, но так как Гамильтон был далеко впереди, то на него пришлась меньшая, чем у его преследователей, часть медленного круга. В итоге к непосредственному выезду машины безопасности на трассу преимущество Льюиса над Нико составляло уже 25,7 секунды.


Но именно в эти мгновения лидер запаниковал. Двигаясь в медленном темпе, когда можно рассматривать большие экраны, расставленные для зрителей в большом количестве по городскому кольцу в Монте-Карло, Льюис неожиданно для себя заметил, что операторы показывают картинку с пит-лейна. Там механики "Мерседес" стояли в готовности к пит-стопу. Формально в этом ничего удивительного нет. В моменты выездов машины безопасности это происходит в штатном режиме, ибо чаще всего именно под "сэйфети-каром" команды зазывают своих пилотов на смену покрышек.
Как потом объяснял сам Гамильтон, он подумал, что все поедут на пит-стоп. И в первую очередь его волновал собственный напарник. Ведь до конца гонки оставалось еще 14 кругов, и на новых мягких покрышках Росберг на своем "Мерседес" будет выглядеть куда более быстрым, чем Льюис на остывших жестких "Пирелли". 


Льюис Гамильтон не может поверить, что упустил победу

Именно в эти секунды и было принято ошибочное решение команды. Если бы Льюис вместо жалоб на состояние своих покрышек и тревогу по поводу поддержания высокого темпа прямо спросил у своего инженера, поедет ли Росберг на пит-стоп, то он получил бы такой же прямой однозначный ответ "нет". Но Гамильтон этот вопрос не задал, поскольку, как оказалось, он был уверен, что Нико уже совершил свою остановку в боксах. А с командного мостика никому не пришло в голову успокоить Льюиса, сказав, что в лидирующей группе никто не поехал в боксы за новыми покрышками. 


"Я полагался на команду, - объяснил потом свое поведение Льюис. - На экране я увидел, что механики выходят на пит-лейн, и подумал, что в боксы уже заезжал Росберг. Я ведь не видел никого позади себя, поэтому решил, что все начали менять резину".


В этом и заключалась ошибка восприятия ситуации. "Упершись" на последних трех поворотах в машину безопасности, Гамильтон потерял несколько секунд от своего казавшегося таким безопасным отрыва. Ведь остальные гонщики, догоняя "сэйфети-кар", все же ехали побыстрее. А тут еще и легкая заминка на самом пит-стопе. Заехавший чуть раньше на пит-лейн Фелиппе Наср, отстающий от лидера уже больше чем на круг, оказался вровень с боксами "Мерседес" именно в момент окончания пит-стопа Льюиса. И британцу пришлось пропустить его вперед. Потерянные при этом 1,5 секунды фактически и были последней каплей в этом потоке несчастного стечения обстоятельств для Гамильтона. 


Болид № 26, Даниил Квят

На трассу он выехал не только позади Росберга, но и вынужден был пропустить Феттеля, который пересек воображаемое продолжение линии выезда с пит-лейна (по которой определяется, кто должен кому уступать преимущество в данном месте трассы) на мгновение раньше, чем Льюис.


Дальнейшее развитие событий уже известно. За оставшиеся 8 кругов после возобновления гонки Льюис пытался обойти Феттеля, чтобы догнать напарника. Но немецкий чемпион не позволил "Мерседес" объехать его "Феррари". Таким образом Нико финишировал первым, а следом за ним на финиш приехали Феттель и Гамильтон.


Следует отметить, что опасения Льюиса в целом имели под собой некоторую почву. Ведь сумел же Даниель Риккиардо (единственный, кто, кроме Льюиса, совершил пит-стоп в лидирующей группе) взвинтить свой темп на новых покрышках и даже не только обойти на своем "Ред Булл" Кими Райкконена, но и практически сесть на хвост Гамильтону с Феттелем. 


Росберг не скрывает радости от победы

Но также верен и тот факт, что на старом комплекте шин Феттель сумел сдерживать Льюиса до самого финиша. То есть Гамильтон мог с таким же успехом сдерживать и Росберга, сложись ситуация так, как этого боялся Льюис. 


Так что однозначно утверждать, что был какой-то заговор против Гамильтона в "Мерседес", нельзя. И даже если кто-то в немецкой команде симпатизировал Росбергу, радуясь успеху монегаска вместе с четой принца Монако, то осуждать его за это тоже будет необоснованно. Льюис сам внес определенную лепту в принятие ошибочного решения команды по своему незапланированному пит-стопу. И, наверное, тем досаднее ему самому было осознавать случившееся.


Рокировки "Ред Булл"

На фоне этого "немецкого заговора" ситуация в австрийской команде "Ред Булл" была чуть ли не образцом спортивного поведения. Во время выезда машины безопасности на трассу в боксы по примеру "Мерседес" подопечные Кристиана Хорнера зазвали Даниеля Риккиардо. Выехав на свежих "быстрых" покрышках, Даниель сначала красиво на грани фола обошел Кими Райкконена, "Феррари" которого маячила у него перед носом с самого начала гонки. 


Затем напарнику австралийца, Даниилу Квяту, была передана команда по радио о том, что у Риккиардо другая тактика и его нужно пропустить, так как он может попытаться догнать Гамильтона или даже Феттеля. Австралиец быстро догнал лидирующую тройку и даже поучаствовал в борьбе за второе место. Но, увы, большего в тот день ему добиться не удалось. И в "Ред Булл" приняли решение о том, чтобы Риккиардо вернул позицию своему напарнику. 


Даниил Квят позирует вместе с детьми-инвалидами

Повторная рокировка была сделана на финишном круге. Таким образом, Даниил Квят финишировал 4-м, показав лучший в своей карьере результат. Особая его ценность состояла еще и в том, что это было сделано в Монако, причем на сухой трассе, где природные обстоятельства никак не влияли на распределение ролей участников. 


У "младшеклассников" в GP 2

Конечно, если бы не авария Ферстаппена, в которой Макс был признан виновным и получил наказание со штрафными баллами и потерей пяти мест на старте следующего Гран-при, то гонка "Формулы-1" в Монако была бы откровенно скучной. И причина здесь не только в трудных для обгона условиях трассы. 


Сергей Сироткин финишировал третьим

Ведь в младших сериях гонок сопровождения события были куда более интересными. Порадовали нас и российские гонщики. Сергей Сироткин финишировал в первой гонке 5-м, набрав свои первые очки в этом новом для себя чемпионате. Затем благодаря реверсивному старту (в GP 2 на вторую гонку первые 8 гонщиков выстраиваются в обратном порядке, то есть победитель стартует с 8-й позиции, 2-е место - с 7-й и т.д.) он начинал вторую гонку 4-м. На финише Сироткин был уже 3-м, поднявшись впервые в этом сезоне на подиум. Хороший дебют.


Артем Маркелов (№10) атакует в повороте Раскас

Артему Маркелову в первой гонке не очень повезло. Из-за медленного прокола шины он не удержал свой болид на поребриках и "отметился" в отбойнике, согнув правый передний рычаг. Во второй гонке, стартовав с 22-го места, он к финишу прорвался на 14-е, совершив несколько обгонов. Достаточно сказать, что именно его болиду RussianTime и борьбе российского пилота с соперниками операторы уделили около 20 эфирных минут, в то время как победителю гонки не досталось и половины от этого времени. 


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter