В мировой чемпионат «Большие призы», как уважительно по-старинке называют Формулу-1, автогонщики приходят разными путями

GP 2. У подножья Формулы-1

«Шаг вперед - два назад….»

В мировой чемпионат «Большие призы», как уважительно по-старинке называют Формулу-1, автогонщики приходят разными путями. Кто-то очень хорощо отметился в кузовном DTM,  кому-то повезло оказаться в нужном месе и в нужное время после мировой серии Рено 3.5. В небольшой пока еще биографии российских пилотов последней ступенькой перед «прыжком» в самую элитную дисциплину были лишь гонки сопровождения «Королевы автоспорта» - GP2 и GP3. 

"Русское Время" в Австрии. Внизу слева Светлана Срельникова и Артем Маркелов
"Русское Время" в Австрии. Внизу слева Светлана Срельникова и Артем Маркелов

В 2010-м году в роли первого «русского гагарина» Виталий Петров под знаменами команды «Рено-Лотус» ворвался сюда после вице-чемпионского титула (2009) в GP2. Его 3-летняя карьера была пусть и не очень успешной, но яркой. Во всяком случае для самого спортсмена  и для его русскоязычных болельщиков, многие десятилетия мечтавших увидеть в кокпите формульного болида «родную душу».  

В конце 2013-го года за рулем «Торо Россо» на свои первые свободные заезды в рамках гоночных уик-эндов США и Бразилии выехал еще один российский гонщик - Даниил Квят. На тот момент Даня, имея в кармане на следующий год подписанный контракт в Формулу-1,  стал уже чемпионом GP3. 

Корреспондент "СБ" за рулем велосипеда "Русское Время" на трассе в Спиелберге
Корреспондент "СБ" за рулем велосипеда "Русское Время" на трассе в Спиелберге

Сегодня GP2 по-прежнему остается пока основной площадкой для подготовки будущих российских гонщиков в Формулу-1. Напомним, что в 2013-м году в этом самом приближенном по своим характеристикам к «королевским гонкам» чемпионате появилась команда «Русское Время». Ее тогдашний руководитель Игорь Мазепа сумел с 1-го же сезона реализовать этот проект в победу в Кубке конструкторов. А один из «легионеров» российской команды Сэм Берд едва не выиграл «с лету» и личный чемпионат, но на последнем этапе ему чуть-чуть не хватило до титула.

Артем Маркелов

В 2014-м году после безвременного ухода из жизни Игоря Мазепы проект все же продолжил свое существование. Команду возглавила Светлана Стрельникова, и в ее составе появился российский гонщик 19-летний Артем Маркелов. Идея прийти сразу в GP2, минуя GP3 и другие «приближенные» формулы, в первом сезоне казалось не совсем оправданной. Артем, неплохо показывая себя в борьбе на трассе, никак не мог побороть «детскую болезнь». Квалификация была самым слабым местом россиянина. Однако, проведя полный сезон в GP2, а затем «потренировавшись» на зимних каникулах в новозеландском чемпионате, нынешний год Маркелов начал заметно сильнее. И, в первую очередь, были видны сдвиги в лучшую сторону в плане квалификации. 

Артем Маркелов перед воскресной гонкой
Артем Маркелов перед воскресной гонкой

Наиболее удачным на сегодняшний день  в биографии Артема было его выступление в Австрии на Ред Булл Ринге. Уже в первой гонке в субботу он финишировал 5-м после старта из глубины пелотона. Реверсивная решетка первых восьми мест, существующая в GP2, позволила Артему стартовать в воскресной гонке со второго ряда. Отличный старт, и уже после первого поворота Маркелов уверенно вышел на вторую позицию, преследуя индонезийца Рио Харьянто. В хвост болиду «Русское Время» пристроился лидер чемпионата Стопфель Вандорн, прорвавшийся на 3-ю позицию после старта с 8-го места. Субботнюю гонку бельгиец уверенно выиграл, никому не оставив сомнений в том, что его цель - чемпионский титул GP2 в этом сезоне вполне ему под силам.  

На протяжении половины дистанции Артем прессинговал Харьянто, пытаясь провести обгон. Стадион с волнением наблюдал за этой борьбой, в то время как остальной пелотон спокойно «катился» змейкой к финишу, практически не предпринимая попыток обгона. Особенности этой трассы состоят в том, что если между несколькими пилотами дистанция менее секунды, то все они используют систему подвижного крыла DRS, что затрудняет обгоны. 

Фактически Артему ничего не оставалось, как пытаться атаковать Харьянто, иначе бы он сам стал жертвой атаки Вандорна, который ждал удобного момента от борьбы впереди едущих соперников. 

Артем Маркелов выезжает из боксов для следования к стартовой решетке
Артем Маркелов выезжает из боксов для следования к стартовой решетке

На 14-м круге, когда Рио чуть шире обычного зашел в третий правый поворот «медленная шпилька», Артем рискнул пройти индонезийца по внутреннему радиусу. И это у него получилось! Практически маневр был уже корректно завершен, весь корпус российского болида был впереди машины соперника. Но, пытаясь остаться на траектории, Харьянто чуть резче, чем следовало, повернул своим рулем вправо. И правое крыло его «Кампос» коснулось левого заднего колеса болида «Русское Время», что спровоцировало вылет Маркелова в гравий. Пока Артем выбирался обратно на асфальт, его проехали 6 соперников, и россиянину пришлось уже бороться за то, чтобы отстоять хотя бы свою 8-ю, последнюю в «очковой зоне» позицию.

Если подходить чисто теоретически к данной ситуации, то, конечно, лучше бы Маркелову было продолжать «висеть на хвосте» у лидера и попытаться финишировать вторым, впервые за два года участия поднявшись на подиум. Ведь после того инцидента, признанного гоночным, а значит оставленного без последующих наказаний пилотам, так никто и не совершил обгона в лидирующей группе. Даже Вандорн не стал атаковать Харьянто, вполне довольствуясь вторым местом, поскольку бельгиец уже почти в два раза больше набрал очков, чем его  ближайший конкурент.

Но если учесть эмоциональный фон, а также сложившуюся возможность для совершения этого маневра, то Артему действительно стоило рискнуть. Ведь если бы болид Харьянто не зацепил заднего колеса машины Маркелова, то россиянину действительно удалось бы «чисто» пройти соперника и победить в этой гонке. Австрийская публика по достоинству оценила усилия российского пилота. Когда на круге доезда в боксы Артем остановил машину в конце стартовой прямой, отправившись на пит-лейн пешком, зрители его приветствовали бурными апплодисментами.

Но история этой борьбы еще была не закончена. Через пару часов, уже находясь в аэропорту, Артем Маркелов узнал, что даже его 8-й результат и заработанное очко были аннулированы, так как в баке его болида не осталось топлива, достаточного для проведения послегоночной экспертизы. Именно поэтому приборы на машине россиянина «засигналили» после финишиа, вынудив его остановиться, не доехав до боксов. Что это было? Ошибка механиков на старте? Или чрезмерный перерасход в пылу борьбы на трассе? Как бы то ни было, драматический австрийский уик-енд запомнится Артему на всю жизнь. Именно такие гонки делают пилотов опытнее, взрослее. А для болельщиков еше и «знаменитее». Ну, разве бы заметили австрийцы и приехавшие в Спиелберг любители автоспорта этого пилота, если бы не его действия на трассе и  его желание победить, даже рискуя потерять то, что уже было, как говорится, «в кармане»? 

Лично мне, поведение Артема Маркелова на автодроме Ред Булл Ринг напомнило события 1997 года, когда Жак Вильнев, ведя борьбу с Михаэлем Шумахером за чемпионский титул, практически в каждой гонке шел на риск. И либо побеждал, либо сходил с дистанции, пытаясь максимально улучшить свою позицию. 

Сергей Сироткин

Имя этого гонщика мы впервые услышали в прошлом году, когда его вовсю журналисты начали сватать на место основного пилота команды «Забуер « в Формулу-1. Причем, мало кто говорил о таланте этого юноши, которому 27 числа нынешнего августа еще только исполнится 20 лет. Все без устали считали количество денег, которые российские спонсоры якобы предлагали за место Сергею в формульном болиде. Суммы иногда складывались в баснословные цифры (около 350 млн.евро), превышающие даже стоимость этой швейцарской «конюшни» со всеми ее базами, заводом и филиалами.  

Затем, когда волна слухов о спонсорах, крупных российских исследовательских институтах и инвестиционных фондах пошла на убыль, стала фигурировать пусть не маленькая, но все же более разумная цифра в 35 млн.евро…

Сергей Сироткин перед стартом воскресной гонки
Сергей Сироткин перед стартом воскресной гонки

На деле все оказалось еще более прозаично. За несколько миллионов из этой суммы швейцарцы выполнили свои обязательства по подготовке российского пилота к гонкам в Формуле-1. Cергей вполне освоился в паддоке и боксах «Заубер» и даже прокатился за рулем гоночного юолида на официальных свободных заездах в Сочи во время Гран-при России. То есть швейцарцы подготовили Сироткина, а  затем  и … отпустили его в свободное плавание, предпочтя  заключить контракт на 2015-й год с бразильцем Фелиппе Насром и шведом Маркусом Эриксоном. Бразильские и шведские спонсоры выглядели более надежными, чем обещания российских бизнесменов.  

И когда начался нынешний сезон «Больших Призов», в котором не  нашлось места для российского пилота Сироткина, мы к радости для себя увидели Сергея в чемпионате GP2 в составе итальянской команды «Рапакс».   

Уже в Монако Сергей поднялся на подиум. Это была вторая гонка и удачно стартовав российский  пилот занял третью позицию, на которой и финишировал, завоевав первый со времен Виталия Петрова подиум в этой дисциплине.

Сергей Сироткин за минуту до старта
Сергей Сироткин за минуту до старта

В Австрии в первой же гонке, которая состоялась после обеда в субботу, Сергей финишировал вторым, уступив лишь лидеру чемпионата Стопфелю Вандорну. Похоже, нам совсем не долго осталось ждать до звучания знакомой нам советской мелодии российского гимна в ходе формульнго уик-енда. Талантливый российский пилот уже хорошо «прописался» в этой дисциплине. В воскресной гонке в Спиелберге Сироткин был 4-м на финише, переместившись на такую же позицию и в общем зачете. 

На этом фоне мне вспоминаются времена 1999-2001 г.г., когда в протоколах Формулы 3000 (прототип GP2, также сопровождала уик-енды Формулы-1) впервые значилось имя российского пилота Виктора Маслова. Помню, как вместе с Аоексеем Поповым мы радовались тем редким мгновениям, когда имя гоншика появлялось на экранах мониторов в пресс-центре Формулы-1. Это означало, что пилот попадал в группу из 24 первых гонщиков, участвующих в заездах. И пусть Виктор не всегда проходил квалификацию, пусть за все рвемя он так и не заработал ни одного очка, это были мгновения надежды, что когда-то мировой автоспорт озвучат имена гонщиков из пост-советских стран.  

Сергей Сироткин перед стартом в Австрии
Сергей Сироткин перед стартом в Австрии

Сегодня в паддоках Формулы-1 очень хорошо знают Виталия Петрова, 3 года отъездившего в «Больших призах». Вместе с командой «Ред Булл» мы с волнением следим за судьбой еще одного россиянина Даниила Квята, которому прочат хорошую карьеру (правда, при условии возвращении австрийского коллектива в число топ-команд) и возможное чемпионство.

Теперь еще и два российских гонщика в GP2, то есть у самого подножья горы «Королевы автоспорта». И Сергей Сироткин , и Артем Маркелов заметны на трассах, и это не может не радовать любителей автоспорта.

Аппатия российских СМИ

Но странным во всем этом является отношение руководства российского автоспорта и российских СМИ к данному вопросу. Достаточно сказать, что российское телевидение не смогло закупить права на полную трансляцию гоночного уик-енда Формулы-1. По каналам ТВ модно видеть лишь квалификацию и сам Гран- при. И значит, гонки GP2 просто выпадают из этой программы. Увидеть их можно только через спутник на  зарубежных каналах, да и то не всегда. Сам «российский голос» Формулы-1, известный комментатор  Алексей Попов, более двадцати лет ведущий репортажи об этих гонках, в этом сезоне вынужден комментировать из студии, расположенной в Москве, из-за недостатка финансирования. И , очевидно, непосредственно с места событий его репортаж будет лишь во время Гран-при России. Еще несколько лет назад Попов работал практически на всех этапах Формулы-1. 

Представьте себе, что на Гран-при Австрии из аккредитованных русскоязычных журналистов было всего лишь трое. Из них всего ОДИН от российских СМИ, и нас двое с Николаем Ковалевским, пишущих для белорусских изданий.

Такое ощущение, что чем больше приходит российских пилотов в «Большие призы», тем меньше внимания СМИ Российской Федерации уделяют освещению событиям элиты  мирового автоспорта. С одной стороны: шаг вперед, но с другой - два шага назад. Парадокс? Но, увы, это так. Не говоря уже о том, чтобы в гонках Формулы-1 появилась российская «конюшня». Британско-российская команда с таким русским названием «Маруся» в конце прошлого года приказала долго жить. Ее вдохновитель и основной спонсор, российский бизнесмен Андрей Чеглаков грустно объявил о закрытии проекта прошлой осенью сразу же после радостных фейерверков первого российского Гран-при Формулы-1. И, как мне кажется, второго пришествия какой-нибудь российской команды в «королевские гонки» нам еще очень долго придется ждать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter