Артем Маркелов: «В этом сезоне мне очень нужно обойти своего напарника»

Как попадают пилоты в самую престижную серию автогонок?
Еще несколько лет назад мы лишь мечтали о том, чтобы кто-то из российских пилотов попал в «Формулу-1» и вошел в состав элиты мирового автоспорта. Сегодня это уже свершившийся факт. После Виталия Петрова эстафету принял Даниил Квят, в чемпионат «Больших призов» включен Гран-при России, расширив сразу на несколько миллионов и без того большую аудиторию людей, следящих в СНГ за событиями королевы автоспорта. И все же как попадают пилоты в самую престижную серию автогонок? Какими они должны быть, эти гонщики? Возможно, это интервью с российским пилотом Артемом Маркеловым даст нам представление о том, какие бывают трудности на этом пути к своей мечте. Ведь Артему предстоит уже второй сезон участвовать в чемпионате GP2, самом близком к «Формуле-1».

На чемпионате в Новой Зеландии, 2015
На чемпионате в Новой Зеландии, 2015

- Артем, как бы ты представил себя нашим белорусским читателям в трех фразах?

- Россия, автоспорт, человек... (Смеется.)

- Хорошо и лаконично. Даже уложился в 3 слова. Как ты начинал свою карьеру автогонщика? Наверное, как и все пилоты твоего поколения, с картинга?

- Да. Я начинал с прокатного картинга, когда мне было 9 лет. Прокатался там 2 года. Занимался там, где тренируется команда «Серебряный дождь». Однажды попал на их зимнюю тренировку и получилось так, что они взяли меня в свою команду. С первого года я в чемпионате России был 9-м, потом пошло-пошло, и я уже был вторым. Затем стали выезжать в Европу. Участвовал в чемпионате Challenge Europe. Потом через пару лет я поехал на Гранд-финал в Египет…

- Когда ты самый первый раз сел в карт?

- Мы были на дне рождения у друга, и там его родители организовали такое развлечение. После этого я и стал по воскресеньям посещать прокатный картинг. Так все и началось.

- А твои родители как отнеслись к этому увлечению? Помогали?


- Они мне давали деньги, чтобы я мог кататься по воскресеньям.

- Когда ты уже стал ездить на соревнования, у тебя был менеджер, тренер или кто-нибудь еще?


- На этой стадии со мной уже ездил Игорь Мазепа, земля ему пухом (создатель и руководитель команды Russian Time умер от сердечного приступа в начале прошлого года в возрасте 40 лет. - В.В. ). Мы работали вместе почти 7 лет. Я считаю, что именно благодаря ему я стал гонщиком.

- Как ты понимаешь выражение «профессионально заниматься автоспортом»? Когда именно для тебя наступил такой момент?

- Когда я начал ездить на европейские чемпионаты.

- Выходит, если ты гоняешься на соревнованиях в пределах России, то это еще не профессиональное занятие автоспортом?

- Я бы так категорично не говорил. Просто в России нет пока условий для профессионального занятия автоспортом.

- То есть можно сказать, что гонщики внутри России - все любители, которые от случая к случаю участвуют в чемпионатах?

- Оно приблизительно так и делается.

Спа. Накануне лучше гонки сезона 2014
Спа. Накануне лучше гонки сезона 2014

- А твои увлечения уже профессиональным автоспортом как-то влияли на твои занятия в школе?

- Конечно, и, разумеется, не с лучшей стороны. Ведь мне приходилось каждую неделю летать то в Голландию, то в Германию, то в Австрию. То есть постоянно были тренировки и соревнования.

- Понятно, что пропускал школу. На второй год не довелось оставаться?

- Нет… справлялся.

- Но все-таки звезд с неба, наверное, в учебе не хватал, как и большинство гонщиков твоего поколения?

- В общем-то да.

- А сколько тебе лет сейчас?

- 20 было в сентябре.

- Выходит, ты уже больше половины своей юной жизни в автоспорте… И когда же пересел на машины с картинга?

- 3 года назад. Это был чемпионат ADAC-Master, есть такой немецкий чемпионат. Его можно сравнить с Renault 2.5 л, но чуть помедленнее. В ADAC Master с первого сезона я сразу же стал четвертым. Потом мы перешли в немецкую «Формулу-3». Пусть не сразу, но и там у меня были успешные выступления. В 2013 году я был уже по итогам сезона вторым (2 победы, 21 подиум. - В.В.).

- Наверное, в твоем сезоне 2014 года у тебя добавилось фанатов, следящих за твоими выступлениями?

- Думаю, что да. Правда, следя за форумами, я понял, что меня ждали в GP3. Но по настоянию все того же Игоря Мазепы меня включили в команду Russian Time, выступающую в гонках GP2. Мы с Игорем решили, что лучше сразу начинать с GP2, чтобы подготовить себя к работе с резиной, к скоростям. В общем, ко всему.

- В твоем слове «подготовить», если я правильно понял, идет уже речь о перспективах выступления в «Формуле-1». Так ли это?

- В общем-то да.

- Значит ли это, что ты был включен в программу, которая предусматривала, как говорил о ней Игорь Мазепа, подготовку российских гонщиков для «Формулы-1»?

- Да. Только почему в прошедшем времени «предусматривала»? Эта программа живет до сих пор.

Светлана Стрельникова и Артем Маркелов, Сочи
Светлана Стрельникова и Артем Маркелов, Сочи

- Безвременный уход из жизни твоего куратора, руководителя, в общем, «крестного отца», коим для тебя являлся Игорь Мазепа, - сильно ли это изменило эту амбициозную программу? Кто сейчас ее возглавляет?

- Светлана Стрельникова. Именно под ее руководством я продолжаю свои выступления и свою подготовку. Она руководит всем, что здесь есть. Кроме этого, она помогает находить еще и возможности участия в других соревнованиях, в том числе в кузовных.

- У каждого гонщика, какой бы он ни был талантливый, есть предел человеческих возможностей. Иногда бывает так, что пилот отлично ездит в младших сериях, но, переходя в более серьезный чемпионат, неожиданно перестает побеждать. Как будто достиг своего потолка и быстрее, чем у него получается, уже ехать не может. Разве что если ему дать машину значительно быстрее, чем у остальных. Если ты взглянешь самокритично на себя со стороны, достиг ли ты уже своего потолка?

- Конечно, нет. Я чувствую, что могу ехать быстрее. Просто пока еще не получается с квалификациями. У нас почти нет ни свободных заездов, ни тестовых тренировок. И поэтому трудно угадать оптимальные настройки. Возьмите «Формулу-1», у них ведь 3 сессии свободных заездов и только потом идет квалификация. У нас далеко не так.

- Твои частые выезды за рубеж не помешали тебе получить аттестат о среднем образовании?

- Нет. Более того, я сейчас учусь на 4-м курсе юридического факультета в академии.

- Много хвостов?

- Стараюсь, чтобы не было их. Но из-за учебы времени на автоспорт остается меньше, чем хотелось бы. Надо ведь получать высшее образование.

- Отец у тебя чиновник или бизнесмен?

- Бизнесмен.

- А мама сильно переживает, когда ты выступаешь на соревнованиях?

- Сейчас начала бояться, потому что поняла, чем это может закончиться. Раньше, когда я ездил в «Формуле 3», она меньше боялась. А теперь, когда увидела, какая борьба идет на трассе, сильно переживает. Например, в Бахрейне, когда с 26-го стартового места я прорывался на 15-е, она уже начала осознавать, чем может закончиться борьба на трассе.

- Она часто ездит с тобой на гонки?

- Да, она со мной на каждой гонке.

- Она, наверное, здесь и в роли мамы, и в роли личного психолога?..

- Да, что-то вроде этого.

- Ты в семье один?

- Нет, у меня есть старшая сестра.

- Увлекается автоспортом? Машинами?

- Нет, она – певица.

- Где ты живешь большую часть времени?

- В Москве.

- Были мысли перебраться в Европу, чтобы не надо было делать такие долгие перелеты?

- Нет. Во-первых, необходимость учиться. Во-вторых, а что мне здесь делать? Вот я приезжаю за несколько дней до соревнований, например, в Англию. И чем мне там заниматься? Это скучная страна. Там делать в принципе нечего.

- Получив диплом юриста, ты предстанешь перед выбором: продолжать гоняться или пойти работать по специальности? Что ты предпочтешь?

- У меня просто будет образование. На автоспорт это не повлияет. Родители будут спокойны, и можно будет гоняться дальше.

До старта 5 минут. Сезон GP2 2014
До старта 5 минут. Сезон GP2 2014

- Каково твое мнение: обязателен ли картинг для тех молодых ребят, которые всерьез хотят заниматься профессиональным автоспортом?

- Это очень хороший вопрос. И скажу честно, у меня есть мечта: открыть свою школу картинга. Потому что в идеале нужно начинать гоняться в картинге уже с 5 лет, чтобы добиться хороших результатов, набраться опыта, знать технику…

- И главное, наверное, не потерять за эти совсем юные годы мотивацию заниматься автоспортом?

- Да, это важно.

- А бывали ли у тебя в твоей гоночной карьере моменты, когда у тебя было чувство, что все это уже не нужно, что все надоело?

- У меня было 2 срыва. Первый раз, когда я приехал на чемпионат «Маяк» в России. Перед гонками у меня было 8 дней перелетов. 2 дня в Германии, 2 дня в Голландии, устал, измотался. Дошло до того, что сидел, опустив руки, и говорю: «Все, надоело, перехожу в мотоциклы». Но потом какое-то время прошло, я успокоился, и даже неплохо проехал. Второй срыв был на «Формуле-3». Практически такая же самая ситуация. Огромная усталость. Очень много тренировок как физических, так и психологических. И тоже было желание все бросить.

- А почему мотоциклы? Тебе свойственны суицидные наклонности?

- Нет, конечно. Мне нравятся скорости. Я уже ездил на Супер Спорт 1000 куб.

- Ладно, вернемся к болидам. А какие цели ты вместе с руководством команды ставил перед собой на сезон-2014?

- В этом сезоне надо было вкатиться, провести как можно больше тренировок. Но для себя я ставил более высокую планку, хотелось начать зарабатывать очки. Правда, получилось только в Спа, где я считаю, субботняя гонка была одной из моих лучших гонок сезона.

- Мама смотрит гонки с трибуны?

- Нет, она боится… Иногда выходит из палатки нашего моторхоума, чтобы издалека посмотреть на трассу, но в основном все время сидит в нашей командной палатке.

- Ты считаешь себя добродушным человеком?

- Да. И стараюсь побыстрее забывать плохое, даже если оно случается.

- Много у тебя друзей?

- Нет.

Сочи 2014. Старт дан...
Сочи 2014. Старт дан...

- А много ли твоих знакомых и друзей приезжают на гонки посмотреть твое выступление?

- Нет. За все время однажды мой друг детства был на соревнованиях по картингу. А так друзья не приезжают.

- А девушка твоя?

- Расстался недавно (смеется…). А так приезжала.

- Кстати, о девушках в паддоке. Некоторые пилоты любят приезжать с подругами, с женами. А вот другие категорически предпочитают приезжать в одиночку. Как ты думаешь, почему?


- Наверное, примета плохая. Как женщина на корабле (смеется…). Пусть лучше по телевизору смотрят.

- А ты сам веришь в приметы?

- Не во все.

- Хорошо, а с какой стороны ты садишься в машину?

- С левой. Но не по приметам, а потому что правой ногой первой мне удобнее забираться в кокпит.

- Многие гонщики стараются не бриться перед гонкой…

- Я тоже пробовал, но это как-то не работает (смеется…).

- А какие-то твои персональные приметы у тебя есть?


- У меня в общем-то нет. Но вот когда работали с Игорем, то приметам уделялось огромное внимание. Или заяц, или кошка перебегут дорогу, все – стоим, никуда не едем. Хоть опоздаем, но ждем, чтобы кто-то другой первым проехал этот участок дороги.

- У меня отец был шофером. Он в таких случаях обязательно трижды плевал через левое плечо и ехал дальше…

- Надо запомнить, может пригодиться.

- Ты перед гонкой себе цели ставишь какие-то? Говоришь ли ты об этом своему окружению?

- Я в своей жизни много наобещался. И были с этим проблемы. Поэтому теперь ничего подобного я не делаю. В гонке многое зависит не только от желания гонщика, но и от многих обстоятельств, в том числе и не зависящих от меня. Будь то авария и я не успею ее избежать или красные флаги перекроют движение. Что угодно может произойти. Поэтому обещания я стараюсь не давать. Можно лишь пообещать, что я постараюсь выложиться по максимуму, что от меня зависит.

Артем Маркелов уезжает на прогревочный круг. Германия 2014
Артем Маркелов уезжает на прогревочный круг. Германия 2014

- Будет ли зависеть программа твоих дальнейших выступлений от твоих результатов? И в какой степени?

- Программа в GP2 – это двухлетняя программа.

- Насколько болиды GP2 отличаются от машин германской «Формулы-3»?

- Машина в принципе другая. Это и колеса «Пирелли», которые очень быстро изнашиваются, и двигатель намного мощнее, скорости быстрее. Нужно тщательнее контролировать педалью газа набор мощности. Передачи и сцепление на руле, да здесь все другое.

- В «Формуле-1» машины стали настолько технологичными, что впору требовать от пилотов знаний на уровне инженеров или хотя бы техников. Ощущаешь ли ты это на болидах GP2?


- В «Формуле-1» идет борьба на машинах… Если бы была борьба пилотов, то Маркус Эриксон (дебютант «Катерейм» в сезоне-2014. – В.В.) не ездил бы с отставанием на 2 круга. Он – хороший гонщик. Его уровень можно сравнивать с уровнем Кевина Магнуссена. Но один вовсю конкурирует с Дженсоном Баттоном, а второй через полчаса гонки переходит в роль «кругового», стараясь безопасно пропускать вперед себя других пилотов. Тот же Даниель Риккиардо в «Торо Россо» ехал не быстрее Жан-Эрика Верня. И оба они были в начале второй десятки пилотов. В прошедшем сезоне Даниель уже гонялся в «Ред Булл», реально опережая Себастьяна Феттеля.

- То есть в идеале – это когда хороший гонщик получает сразу же быструю машину?

- Не совсем так. Лучше всего все же начинать учиться нырять без воды, и лишь потом тебе наливают воду. Результат намного выше.

- Сегодня ситуация в «Формуле-1» такова, что пробиться в уже действующие команды практически бесперспективно. Явных «старичков», собирающихся уходить на пенсию, нет. И явно выпавшей «молодежи» из числа дебютантов, не вписавшихся в формат скоростей «Формулы», также не наблюдается. Остается лишь уповать на новые команды. Но ведь и там наверняка машины сразу быстро не поедут. На что в таком случае могут рассчитывать молодые гонщики, которые побеждают в младших сериях и потенциально готовы прийти в «Большие призы»?

- Связи… Случай… Момент…

- Лаконично. Но, пожалуй, в чем-то ты прав. А спонсорские деньги ты относишь к какому фактору? Первому?

- Связи могут быть и без денег. Здесь многое еще зависит от бюджета команд. Вот как, например, Даниил Квят. Он вовремя оказался в нужном месте и показал, на что способен. Из GP3 он сразу попал в «Формулу-1» и уже после первого сезона оказался в чемпионской команде «Ред Булл».

- Ты общаешься с Даником?

- У него времени нет.

- Да, действительно. PR-служба команд составляет своим гонщикам очень плотные графики работы вне боксов.

- Мы раньше, когда с ним вместе ездили в картинге, много общались. Это когда мы «мелкими» были. У меня даже фотки есть, где мы с ним вместе. У него тогда шлем был с розочкой сзади. По правде сказать, я не понимаю, почему гонщики «Формулы-1» так быстро забывают те серии, где они перед этим гонялись. Я понимаю, бывают моменты, когда устаешь от общения с прессой, хочется побыть в уединении. Но почему они не приходят в GP2 или GP3, откуда только вчера ушли, я этого не могу понять. Вышел бы из паддока, пришел к нам сюда. Прошелся, поздоровался. Ты же обычный человек, такой же, как и все здесь. Но этого нет. Почему бы не выйти из паддока к фанатам, сфотографироваться. Понятно, что когда ты в «Формуле-1», то тебе уже все равно, сколько там фанатов приезжает на гонки посмотреть на твои выступления. Но надо же оставаться человечным. Представляю, как бы обрадовались фанаты, если бы их кумиры вот так запросто выходили к людям, в неформальной обстановке проводили бы какую-то часть времени. Хотя, с учетом сегодняшних реалий, фанаты скорее были бы шокированы таким поведением.

Команда "Русское время"22, фото на память
Команда "Русское время"22, фото на память

- Давай помечтаем, если такой случай тебе предоставится и ты попадешь из GP2 в ту формульную элиту, как ты поступишь?

- Я постараюсь изменить отношение к фанатам. Меня удивляет, почему GP2 и GP3 делают еще более закрытыми, чем «Формулу-1»? У нас даже не везде на трассах организуют автограф сессии, чтобы мы выходили встречаться и общаться с фанатами. Мы сидим в своих палатках и никуда не выходим, ни с кем не встречаемся. Проход через турникеты только для избранных, например, для гостей и журналистов. Я не понимаю такого подхода организаторов.

- Может быть, вас таким образом готовят к закрытости «Формулы-1». Чтобы пообвыклись и легче было бы вливаться в семью избранной гоночной элиты?

- Не знаю, но это мне совсем непонятно.

- Какими иностранными языками ты владеешь? На каком уровне?

- Английским. Общаюсь достаточно свободно, но на сленге не разговариваю.

- В команде, кроме тебя и руководителя Светланы Стрельниковой, кто-то еще говорит по-русски.

- В команде все говорят на английском. Это британская команда, хотя и с российской лицензией.

- Ты когда гоняешься по трассе, замечаешь российские флаги? Поднимает ли это твое настроение?

- Конечно, да. Это приятно видеть, когда тебя поддерживают. Я веду общение в Твиттере с болельщиками. И всегда отвечаю на все письма, которые мне приходят.

- Есть ли у тебя специальная программа физической подготовки?
 
- Я проходил подготовку у физиотерапевта, который раньше готовил программы Жаку Вильневу и Нико Росбергу. Я поехал к нему на 3 дня. Впечатления, конечно, остались не очень радужные. В первый день он так изматывает подопечного, что сил не остается вообще. Таким образом он определяет твои пределы. Во второй уже немножко привыкаешь к подобной супернагрузке. На третий уже терпимо относишься к подобному испытанию. Потом он тебе составляет подробную программу, что ты должен делать. Как заниматься, чем питаться.

- Что ты для себя вынес из первого сезона в самой близкой к «Формуле-1» дисциплине GP2? Какие сделал выводы? Чего постараешься избежать в новом сезоне?


- Главное, что я вынес с прошлого сезона, это то, что нужно делать меньше собственных ошибок. Чем меньше я их делаю, тем лучше результат. В 2015 году я нацелен зарабатывать очки в каждой гонке и претендовать на подиум. Чего постараюсь избежать, так это столкновений и вылетов с трассы.

- А насколько ты готов к своему второму сезону?

Морально я готов на все 100%. Но у меня еще есть специальная программа психологической подготовки, по которой сейчас готовлюсь к сезону. К первому этапу я уже буду готов и в этом плане. В принципе, и накануне прошлого сезона у меня была хорошая подготовка, просто мне сильно не хватало наката часов на машине GP2 и шинах «Пирелли».

- Сезон-2015, судя по географии календаря гонок, - это повторение прошлого года. Фактически на всех трассах ты уже, что называется, «вкатился». Упрощает ли это твою задачу?

- Автодромы для меня в этом сезоне будут более или менее знакомыми. Конечно, есть уже любимые и нелюбимые трассы. С нелюбимыми буду больше работать на симуляторе. Разумеется, активно продолжаю физическую подготовку.

- Насколько тебе важно, чтобы твой напарник был сильнее тебя?

- Это было очень важно для меня, поскольку я был новичком в этом классе. Я получил очень много опыта от своего напарника Митча Эванса. И в этом году мне просто очень нужно будет его обогнать (смеется)…

- Что бы ты пожелал белорусским читателям, которые следят за событиями «Формулы-1» и гонок GP2, а после этого интервью, возможно, будут еще и в числе твоих зрителей?

- В 2015 году я желаю успехов всем белорусским любителям автоспорта, приезжайте к нам на гонки. Нам нужна ваша поддержка. И мы всегда будем рады вас видеть.
 
Когда материал был подготовлен, мы получили от Артема Маркелова фотографию и сообщение о том, что он с 15 января по 15 февраля примет участие в чемпионате Toyota Racing Series в Новой Зеландии, где ему предстоит на болиде «Тойота» под 21-м номером проехать 5 этапов. Хорошая подготовка перед очередным сезоном в GP2, так сказать, у «подножья» «Формулы-1».

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter