О гонке потребления

Жизнь понарошку

Говорят, мечтать невредно. Смотря о чем и как. Ведь жить ради мечты можно тоже по–разному. Мой знакомый продал машину, купил себе мотоцикл и сейчас содержит его в ущерб семье: кофры, защита, стекло, мотоботы, цепь подтянуть... Детей на море свозить не за что, теперь уже и не на чем, а на всякие прибамбасы для мотоцикла деньги всегда есть — это святое.


Убеждал жену, что без мотоцикла у него начинается депрессия, что это его мечта. Теперь депрессия у жены: если муж не на работе, то в мотосалоне или в гараже либо просто катается по городу — дома его не бывает. Из магазина ничего не привезти, все поездки с детьми — на общественном транспорте. Но мечта застит все! Другой знакомый купил уже третий дорогущий ноутбук, детям в кредит — смартфоны. При этом в холодильнике в прямом смысле шаром покати. Супруга возмущается, а ей в ответ: мы бы все равно эти деньги «прожрали», а так теперь все «упакованы» по последнему слову техники. В долги пришлось влезть? Не важно... Еще один приятель уже четвертую машину в салоне покупает, а в родительской «хрущевке», где живет с женой и двумя детьми, ремонт 10 лет не может сделать: краны текут, в окна задувает, половицы скрипят.


Что это — показное гусарство? Спустить на мечту все, а потом взять взаймы и спустить еще немного. Как говорится, если ты купил себе «Бентли», это еще не значит, что богат. Может, ты последнюю рубашку отдал... Человек по природе своей, увы, тщеславен. И многим так важно, чтобы «костюмчик сидел», чтобы выглядеть на уровне, что это порой затмевает все. Ладно, в юности можно себе позволить купить на всю зарплату сапоги из крокодиловой кожи и сумочку «Шанель», а месяц питаться за мамин счет. Но когда это становится стилем жизни, то речь уже скорее о банальной инфантильности, чем о «наработке статуса» через дорогие вещи.


В своем развитии человек проходит несколько уровней, прежде чем научится воспринимать мир системно. Мы все рождаемся на «уровне ребенка», но у многих получается подняться чуть выше над сиюминутными желаниями, инстинктами, научиться нести ответственность за свою жизнь и не требовать у окружающих моментального исполнения своих желаний и капризов. А некоторые так и продолжают жить по принципу «дай, хочу, купи», не по средствам и совершенно не считаясь с теми, кто рядом. Слова не доходят, мысли не могут вырваться за границы рекламных клише: больше, быстрее, лучше!


Впрочем, чему удивляться? Для нас ведь разработали целую «науку покупать», приучив к шоппингу с пеленок. Мы стали приложениями к своим гаджетам и заложниками собственных вещей, наши сны похожи на рекламные ролики, а дневниковые записи — на список желательных покупок. За нас мечтают маркетинговые службы. Они упаковывают наши грезы в красочные рекламные буклеты, набитые отелями, курортами и местами, где обязательно нужно побывать, блюдами, которые нужно попробовать, и эмоциями, которые мы просто–таки обязаны испытать. Смотрите, как популярны сейчас быстрые кредиты под дикие проценты — на шубу, на отдых, на юбилей... Кто сейчас откладывает деньги на обучение своих детей, на свадьбу, на машину? Живут сегодняшним днем по принципу: «До завтра еще дожить надо, а в шубе я похожу сегодня». Или это искривленная постсоветская реакция на мир изобилия? Хочется попробовать все и сразу. И выглядит это «все» порой настолько смешно и нелепо! Влезать в долги ради шикарного отдыха, лететь на Мальдивы, когда и на Одессу наскрести не можешь, по–моему, как–то неумно...


Вечные ценности побеждены материальными. Люди ищут опору в вещах, ухаживают за ними, заботятся, смотрят на мир через их призму и видят... мир вещей, не людей. Впечатления о странах — это впечатления о магазинах, измерение прогресса — это появление новых вещей. Мы разучились говорить на отвлеченные темы: за обедом обсуждаем меню, на прогулке — чужие наряды, в путешествиях — комфортабельность отеля. Шоппинг становится любимым времяпрепровождением. Человек, похоже, сам выступает как товар для других, следя за своей упаковкой и постоянно набивая себе цену. Иначе, мол, посчитают дешевкой, унизят, затопчут. Как будто вещи подчинили себе людей и хитрым способом заставили их работать на себя. От человека остается только внешняя форма, оболочка. Внутри же — пустота.


Социологи уже давно подметили, что самые счастливые люди живут в далеко не самых процветающих странах. Счастливый человек — вообще враг экономики. Он мало потребляет и способен понимать крамольные для товарооборота вещи: всех денег не заработаешь, лучшее — враг хорошего, не имей сто рублей... Мы все чаще грезим наяву, а живем понарошку, забыв, что счастье произошло от слова «часть», а достаток — от слова «достаточно». В гонке потребления нет победителей, в ней все проигравшие.


Советская Белоруссия №222 (24359). Вторник, 26 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter