Два фильма Владимир Хотиненко снял в Беларуси: под Смолевичами - историческую драму "1612", под Минском - фильм "Поп", драматическую историю Псковской православной миссии в годы Великой Отечественной войны. В фильме "1612" российские актеры Михаил Пореченков и Марат Башаров сыграли воевод, а роли бояр достались белорусским актерам. А в съемках "Попа" активное участие принимала белорусская военно-историческая группа "Товарищи по оружию", которая занимается реконструкцией оружия, костюмов, боев.
"Поп" открывал в 2010 году Минский международный кинофестиваль "Лiстапад", Парламентское собрание Союза Беларуси и России наградило оператора ленты за высокий профессионализм, а жюри международного фестиваля "Золотой витязь" присудило фильму Гран-при.
Учеником Владимира Хотиненко является московский режиссер Александр Котт, снявший фильм "Брестская крепость" - первый кинематографический проект Союзного государства.
- Владимир Иванович, известно, что вы любите работать в Беларуси. Почему?
- Там очень комфортно снимать, на дорогах почти нет пробок. И "Попа", и "1612" я снимал в Беларуси, так что для меня это родная страна. Подходящую натурную площадку в сорока километрах от Минска я приметил еще во время съемок "1612", там и построили декорации для "Попа". Это настоящая деревня, и были случаи, когда в храм к нам приходили помолиться местные жители.
- Вы стали известны после фильма "Зеркало для героя". А кто герой сегодня?
- Вообще-то герои вырастают из идеи. В каждой своей картине я стараюсь нащупать героя. Считаю, у нас нет национальной идеи, кроме Победы в Великой Отечественной войне.
- Существует мнение, что раньше патриотическое кино умели снимать, а сейчас нет?
- Тогда была совсем другая аудитория. Сейчас же, на мой взгляд, идет поиск нового языка для новой аудитории.
- Что стало поворотным в вашей жизни?
- Я родился на Алтае, окончил Свердловский архитектурный институт, после чего устроился работать... художником-постановщиком на Свердловскую киностудию. А мог бы стать краснодеревщиком!
- Что, по-вашему, ждет от кинематографа молодежь?
- Молодежь отучена от отечественного кино. В советские времена снималось до 300 фильмов в год. Бюджет нынешнего нашего кинематографа равен бюджету одного голливудского блокбастера. При этом только молодежь может переломить ситуацию.
- Что главное для художника?
- Мне 65 лет, и я до сих пор учусь.
Татьяна Хорошилова
sh@rg.ru