Подготовка к саммиту ЕАЭС, стратегия евразийской интеграции и тарифы на транспортировку газа. Президент встретился с председателем Коллегии ЕЭК

Ядро евразийской интеграции

Эта встреча во Дворце Независимости состоялась незадолго до заседания Высшего Евразийского экономического совета, который запланирован на 11 декабря. Естественно, подготовка к саммиту стала одной из главных тем разговора Президента с председателем Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаилом Мясниковичем. Мероприятие пройдет в режиме видеоконференции. В последнее время это весьма распространенный формат общения. Однако с первых же минут беседы ­Александр ­Лукашенко ясно дал понять, что лидерам стран Евразийского экономического союза давно следовало бы встретиться лично:

— Нам бы пора повстречаться с глазу на глаз (не по телевизору, а поговорить в открытую), потому что куча проблем: от военных, военно‑политических до экономических. Тем более такого, наверное, и вы не помните года, как этот, 2020‑й, високосный. Очень тяжелый год. Но то ли еще будет.


Ответить на риски и вызовы

Пандемия коронавируса изрядно потрепала мировую экономику. Небывалая паника привела к закрытию границ и предприятий во многих странах. Понятное дело, что и страны ­ЕАЭС столкнулись с серьезными трудностями. Выход из этой ситуации будет очень тяжелый, прогнозирует белорусский лидер:

— Тем более началось противоборство, фактически идет экономическая война. Уже кое-где неприкрытая война, с переходом не просто на дипломатическую какую-то или в средствах массовой информации. Уже и горячим запахло. Я приводил совсем недавно эти факты: замашки отдельных наших соседей под прикрытием отдельных неслабых государств и их цели. Поэтому очень серьезная обстановка вокруг, и нам бы обсудить эти проблемы с глазу на глаз (с лидерами стран ­ЕАЭС. — Прим. ред.).

Александр Лукашенко предположил, что, возможно, в конце года главы государств смогут встретиться в очном формате. Традиционно подобные переговоры всегда проходили в Москве или Санкт-Петербурге. Минск также готов предоставить свою площадку. Впрочем, важно не место проведения, а сам факт таких переговоров, открытое обсуждение насущных проблем, которые подкидывает нам жизнь.

Что же касается предстоящего 11 декабря саммита ­ЕАЭС, то повестка дня готова. Она включает 28 вопросов, четыре из них главы государств планируют обсудить в узком кругу. В связи с этим Александр Лукашенко заявил:

— Мы традиционно настаиваем на том, чтобы неукоснительно, без всяких затяжек и бюрократии мы решали те вопросы, которые запланировали. Тем более ситуация такова, что, как Путин всегда подчеркивает, надо быть вместе. Вместе проще преодолеть всякие трудности. Надо этим путем и идти.

Собственно говоря, и альтернативы-то другой не существует. Если брать за основу данные Евразийской экономической комиссии, она прогнозирует по итогам года сокращение темпов роста ВВП в ­ЕАЭС на 3,9 процента. В 2021-м ожидается плюс 3,2 процента в результате восстановления внутреннего и внешнего спроса. По оценкам экспертов, риски для экономики в среднесрочном периоде остаются крайне неопределенными.

Газовая развилка

Один из основных вопросов повестки дня — стратегия развития евразийской интеграции до 2025 года.

— Мы договаривались о том, что наконец-то решим проблему единых рынков, прежде всего рынка природного газа, — напомнил Президент. — Единственный вопрос, который не согласован, — это справедливая цена на тарифы по транспортировке газа. Для нас это важно и для других.

Всю остроту и дискуссионность данной темы Михаил Мясникович показал в интервью журналистам. По его словам, решение газового вопроса имеет «несколько развилок»:

— У нас есть программа формирования общего рынка газа. И в соответствии с этой программой на втором этапе в 2021 году должен быть разработан проект международного договора, где будут прописаны все детали и нюансы, в том числе по формированию цены на газ и тарифов на его прокачку.

Это можно делать в формате «пятерки», а можно и в рамках двусторонних отношений. И тот, и другой вариант имеет свои преимущества и свои недостатки, считает председатель Коллегии ЕЭК:

— Армения и Кыргызстан однозначно полагают, что вместе с Беларусью можно решать и их вопросы по тарифам и ценам на газ.  Но надо учитывать, что уровень сотрудничества в рамках двусторонних отношений тоже имеет очень сильные позиции. И иногда на условиях взаимности что-то можно решать на двусторонней основе. Кроме того, Кыргызстан ставит вопрос об урегулировании торговли газом с третьими странами, поскольку они уже сегодня часть газа покупают в Узбекистане. Словом, над этим вопросом сторонам еще предстоит поработать.

Проекты на 200 миллиардов

В общении с журналистами Михаил Мясникович акцентировал, что сейчас в истории «пятерки» начинается новая фаза — проектная интеграция. Это значит, что от общесистемных мер союзники переходят к конкретным направлениям для сферы материального производства, социальной сферы. Один из примеров — карта индустриализации, разработанная ЕЭК. Документ предусматривает совместные проекты на сумму около 200 миллиардов долларов. А заинтересовать они должны и частный бизнес, и зарубежных инвесторов.

— Это то ядро, благодаря которому вопросы интеграции приобретают необратимый характер. Потому что сегодня мы в основном отрабатываем вопросы снятия барьеров во внутренней торговле, ограничений. Но это все товары или услуги, которые производятся или оказываются в наших странах. А речь идет о создании совместных трансъевразийских компаний, объединенных по признаку бизнеса, — отметил Михаил Мясникович.

По его словам, в агропромышленном комплексе прорабатывается соответствующая агроиндустрия. Во главу угла выходит самодостаточность союза в части продовольственной безопасности.

— В комиссии отрабатываем вопросы корректного управления этими продовольственными ресурсами с учетом природно-климатических факторов и специализации стран. Кто-то успешно производит фрукты и овощи, а где-то растет хорошая пшеница. Беларусь в этом плане показывает хорошие примеры, — добавил председатель Коллегии ЕЭК.

Пенсионный вопрос

Сейчас в интеграционных процессах большое значение приобретают вопросы гуманитарного характера. Работа без границ, миграция, пенсионное обеспечение — эти проблемы не столь насущны в Беларуси и России, но весьма актуальны для центральноазиатских государств. По этому поводу Михаил Мясникович сообщил:

— Заканчивается выполнение внутригосударственных процедур по ратификации соглашения. Независимо от того, в какой из пяти стран человек работал, он имеет гарантированный пенсионный стаж. Отчисления в пенсионные фонды и их аналоги не пропадают. Страна, где человек отработал, будет передавать часть средств.

Необходимо также решить вопрос признания ученых степеней и званий. В целом же, констатировал глава Коллегии ЕЭК, законодательство союза пока неполно, целый ряд направлений требует нового нормативно-правового регулирования:

— В ближайшие 3—5 лет необходимо будет принять, по нашим расчетам, 13 международных договоров, около 60 нормативных правовых актов и внести около 25 поправок и изменений в базовый договор 2014 года об образовании ­ЕАЭС.

Михаил Мясникович также подчеркнул заметный след председательства Беларуси в Евразийском экономическом союзе: все инициативы и предложения, оглашенные нашим Президентом в январском обращении к лидерам стран ­ЕАЭС, положительно восприняты в государствах — членах ­ЕАЭС.

konon@sb.by


Фото БЕЛТА
Мясникович рассказал об акцентах разговора у Главы государства

Встреча глав государств ЕАЭС состоится 11 декабря

Вопрос по единому рынку газа будет одним из ключевых на саммите ЕАЭС 11 декабря


Мясникович: в какой бы стране ЕАЭС ни работал человек, ему обеспечена пенсия
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter