Когда в Беларуси появится полноценная система электронного правительства?

Взять в оборот. Электронный

Когда в Беларуси появится полноценная система электронного правительства?

Оформить водительские права, зарегистрировать ИП, заказать любую справку, не отрываясь при этом от монитора. Мечта занятого человека? Почему же, вполне привычный для многих эпизод реальности. В этом и заключается идея электронного правительства: организовать максимально полезную и быструю связь между гражданами, бизнесом и властью, для которой нужны только «точки входа». Услуги попроще должны быть доступны с ПК, планшета, даже мобильного телефона. Для более серьезных операций, как правило, используется система идентификации пользователей — электронная цифровая подпись. С одной стороны, многое из этого у нас уже работает. С другой — иногда возникает ощущение, что граждане, даже занятые в бизнесе, больше доверяют живым очередям в исполкомах, чем виртуальным. А электронные документы остаются для многих чем–то из разряда фантастики. Так ли это на самом деле? И когда в Беларуси появится полноценная система электронного правительства?


У специалистов Национального центра электронных услуг, созданного несколько лет назад, ответ есть. По крайней мере, известен срок, отведенный на создание электронного правительства одним из указов Президента: 1 января 2016 года. К этой дате все госорганы, а также юридические лица с долей государства должны успеть подключиться к единой системе электронного документооборота. Ее плюсы по сравнению с привычным бумаготворчеством очевидны. Скорость — движение данных из одного ведомства в другое в перспективе не станет превышать 15 минут. Экономия — всевозможная: электричества, бумаги, рабочего времени. И, что самое важное, одни и те же данные, зарегистрированные в системе единожды, смогут быть доступны всем участникам. То есть перенаправлять их из одной приемной в другую, как сейчас, не придется. Да и субъектам хозяйствования легче: отправил раз — и не волнуешься. И до налоговой дойдет, и, если надо, до статистики... Правда, обратил внимание заместитель директора НЦЭУ Сергей Руднев, организовать это не так просто технически. Уже работают элементы межведомственного электронного документооборота. Но они разобщены. Объединить их, интегрировать — в этом и состоит основная задача. Ну и, само собой, среди приоритетов обеспечение безопасного движения, защиты данных.


Сергей Руднев привел такую информацию: за прошлый год через межведомственную систему прошло около 50 тысяч электронных документов. Но к своему внутреннему сайту, обеспечивающему безбумажный документооборот, в госорганах уже привыкли. А насколько вовлечены в этот процесс неискушенные граждане? Ведь в первую очередь они должны почувствовать административное облегчение. Не знаю, проводились ли в Беларуси опросы о том, насколько часто люди прибегают к электронным услугам и довольны ли их качеством, но, например, в Казахстане такая оценка регулярна. Более 80 процентов населения страны удовлетворены качеством работы электронного правительства. Чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть на сайт государственных услуг, который разработали наши восточные партнеры. Удобная навигация, внятный и исчерпывающий перечень услуг, несложные условия регистрации. Что, наверное, самое важное — на сайте преобладает живой язык, понятный не только специалисту. Хочешь записать ребенка в очередь в детский сад? Как это сделать, подскажет видеоролик.


У нас пока все не так красиво. Единый портал электронных услуг — www.portal.gov.by — спросом пользуется. Но назвать его сервисы удобными и всем понятными трудно. Начальник управления развития электронных услуг НЦЭУ Татьяна Милаенкова рассказала, что сайт готовятся обновить уже в третьем квартале этого года:


— Идет перевод портала полностью на новую платформу. Среди сервисов появится «личный кабинет», который позволит отслеживать всю историю услуг. Сайт позволит принимать заявления. В общем, появится все то, что сейчас востребовано и гражданами, и бизнесом, и госорганами.


Может быть, массовому внедрению электронных услуг не хватает в хорошем смысле слова пропаганды? Уверен, что приятный в использовании портал в лишней рекламе бы не нуждался.


На каком этапе развития электронного правительства мы находимся сейчас? Этот вопрос я адресовал первому заместителю министра связи и информатизации Дмитрию Шедко:


— Мне близка такая классификация. Первый этап — информационный. Когда гражданин может получить в сети информацию о том, что нужно сделать, чтобы получить ту или иную государственную услугу. Второй этап — интерактивный. При нем уже есть включенность обеих сторон, некоторые услуги можно получить онлайн. И последний этап — когда все документы можно оформить вообще без личного присутствия. И их печатные версии не требуются, поскольку электронные имеют полную юридическую силу. Беларусь пока находится где–то на втором этапе.


Д.Шедко обратил внимание на то, что развитие электронного правительства — это та сфера, в которой как никогда полезно интересоваться опытом других государств. И нам в первую очередь интересны достижения Республики Корея и Сингапура — они–то по уровню развития электронного правительства в рейтингах первые. «Те, кто был в этих странах и воочию убедился, как там это работает, не могут остаться равнодушными», — делится впечатлениями первый замминистра связи и информатизации.


В общем, не зря мы активно консультируемся с корейскими специалистами. Главное — не тормозить в исполнении. Сингапур по уровню информатизации, может быть, никогда и не догоним. Но ведь задачу решаем чисто прикладную: избавиться от лишней волокиты, с которой до сих пор у многих ассоциируется оказание госуслуг. К тому же электронный документооборот — мощный антикоррупционный инструмент. Поскольку исключает непосредственный контакт заявителя с исполнителем административной процедуры.


Советская Белоруссия №38 (24421). Четверг, 27 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter