Все оттенки выходного

О ценности новостей отчасти сужу по ленте Фейсбука
О ценности новостей отчасти сужу по ленте Фейсбука. Более–менее заметные события друзья, как правило, отмечают перепостами. Чем интересней — тем активней. Призыв Юрия Губаревича «переформатировать» политическое содержание дня 7 ноября большого всплеска интереса и эмоций не вызвал. Обращать внимание на эту инициативу или нет — дело вкуса каждого. Но сам факт мне показался довольно любопытным для изучения, если сопоставить его с поражением Губаревича на парламентских выборах и избранием его же руководителем движения «За свободу».

Итак, Губаревич вместе с председателем ОГП Анатолием Лебедько и сопредседателем оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия» Виталием Рымашевским подали в Мингорисполком заявку на проведение акции 7 ноября. Эту дату оппозиция считает «днем траура и скорби». Поводом для осуждения «советского режима» и поминовения его «жертв». Губаревич считает, что выросло новое поколение белорусов, которое не знает, к каким последствиям привели события октября 1917 года, и, надо думать, готов взять на себя просветительскую функцию.

Правда здесь в том, что за 25 лет с момента распада СССР новое поколение действительно выросло. Многие молодые люди могут и не знать, что в 1918 году через территорию нашей страны, по сути, проходил фронт. С одной стороны немцы, с другой — войска Российской империи. Еще чуть раньше и вовсе почти все наши земли относились к Северо–Западному краю Российской империи. Далее вглубь веков погружаться смысла нет. Любому мало–мальски знакомому с историей человеку известно, что в нынешних границах Беларусь сформировалась уже при советской власти. И именно наделение тогда наших земель статусом национальной республики позволило выделиться суверенному и независимому государству Республика Беларусь из СССР после его распада. Так о чем скорбит Губаревич с соратниками 7 ноября? Он не хотел таких последствий для страны? Логика здесь несколько витиеватая...

Заметили ли вы, что год от года 7 ноября все реже приходится сталкиваться с упоминаниями об истоках традиции считать этот день выходным? По сути дата стала этаким компромиссом между теми, кому коммунистические идеалы и память о советском минувшем дороги, кому они безразличны, и отчасти теми, кого они раздражают. Да, под антикоммунистическими лозунгами собирались многотысячные митинги в начале 90–х. Это объяснимо. Некогда огромная страна погрузилась в хаос и нищету, виновата же в этом была однозначно власть, которую олицетворяла компартия. К ней люди и предъявляли претензии. Да и просто пнуть на ладан дышащего некогда могучего льва, увы, в человеческой природе. Но ворошить его прах спустя четверть века... В чем практический смысл?

Будем откровенны: и среди сорокалетних, и среди тех, кто «разменял полтинник», есть люди, которые с теплотой вспоминают СССР, годы своего детства или молодости. Не спорю: есть и те, кто помянет то время с иронией или обидой. Я уже не говорю о более старших поколениях. У каждого сложилось свое мнение о недалеком прошлом. Красить его однозначно в черный, белый или красный цвет не то чтобы вредно, а просто бессмысленно. Эта карта давно сыграна еще Зеноном Позняком и забыта. Массы с ней за собой не поведешь. От вновь избранного лидера оппозиционного движения логично было бы ждать неких новых, креативных идей, способных заинтересовать широкую публику. Но поднимать пронафталиненные знамена даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня — прием спорный и совсем не оригинальный. Пустой.

И вот здесь несложно прийти к пониманию причин проигрыша Губаревичем парламентской кампании, как и в абсолютном большинстве оппозиционными кандидатами. Они не новаторы. Не генерируют мыслей, способных заинтересовать энергичного современного человека. То Янку Запрудника поприветствуют, то БНР восторгаются. Постоянно оглядываются назад и ищут поводы для довольно унылого поведения. Вечный траур, скорбь, свеча в руке и очи долу... Фатальная психология виктимности. И вот, позиционируя себя «прогрессистами», эти люди, по существу, тянут общество назад...  В непонимании этой простой формулы, пожалуй, и кроется главная причина неудач белорусской оппозиции, все еще не научившейся взрослеть.

А что до 7 ноября... Придет дата, и каждый проведет ее так, как посчитает нужным. В день Октябрьской революции хочешь нести цветы к памятнику Ленина — твое право. Если Губаревич, Лебедько и Рымашевский желают погрузиться в скорбь — личный выбор. Худшее, что можно сделать в этот день, — это навязывание остальным как безудержное ликование, так и непреодолимую тоску, тем, кто в абсолютном своем большинстве просто насладится выдавшимся выходным днем. Предположу, особо не озадачиваясь его политической природой и не находя в этом ничего зазорного.

kryat@sb.by

Советская Белоруссия № 207 (25089). Четверг, 27 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter