Преодолеть негативные тенденции в АПК -- значит повысить его эффективность

Время менять правила игры

В ПОСЛЕДНИЕ годы наш аграрный сектор сталкивается со сложными внешними и внутренними вызовами, которые отрицательно сказываются на развитии отрасли. Необходимо задействовать новые пути ускоренного повышения эффективности и конкурентоспособности агропромышленного производства. Даже несмотря на то, что отрасль стабильно наращивает производство продукции. Но по отдельным позициям мы все еще отстаем от ведущих европейских стран. Высокой остается энерго- и ресурсоемкость, ниже по сравнению с экономически развитыми странами производительность труда, выше себестоимость продукции. Снижается уровень рентабельности, особенно без учета господдержки, ухудшается финансово-экономическое положение сельского хозяйства. Нарастают задолженность сельхозорганизаций и дефицит финансовых средств. За 10 месяцев прошлого года, например, с убытками сработали 346 сельхозорганизаций, примерно четвертая часть от общего количества. На 13,9 процента сократилась чистая прибыль по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

ТАКАЯ ситуация обусловлена рядом проблем в аграрной экономике. Их решение — главным образом в сфере производственно-экономических отношений. Важнейшие составляющие — вопросы собственности и механизма хозяйствования. Они зачастую становятся причиной нерачительного хозяйствования на земле.

Среди наиболее негативных явлений в АПК — несовершенство взаимоотношений субъектов сельскохозяйственной отрасли с ее партнерами: машиностроительными предприятиями, предприятиями перерабатывающей промышленности, обслуживающими организациями, торговыми сетями, а также банковской сферой. 

Но обделенными, как правило, всегда остаются сельхозорганизации.

В качестве примера приведу взаимоотношения по оказанию строительных услуг подрядными организациями. Практика показывает, что строительство и модернизация производственных объектов хозспособом обходится дешевле в полтора-два раза и более по сравнению с подрядным. Вместе с тем при финансировании строительства за счет кредитных ресурсов прямо предполагается участие подрядной организации. Кроме того, хозспособ сопряжен с обязательным выполнением многих норм, предписаний, ограничений, получением соответствующих разрешений. А нарушение установленного порядка чревато серьезными финансовыми последствиями для хозяйства.

Что можно улучшить? Во-первых, для аграрных товаропроизводителей, желающих строить хозспособом, максимально упростить и сократить административные процедуры, особенно количество проверок контролирующих органов. На это не раз обращал внимание Президент. Во-вторых, перечислять сумму кредита на выполнение строительных работ, проводимых в соответствии с указами Главы государства и постановлениями Правительства, на расчетные счета сельхозорганизаций, предоставляя им возможность самим выбирать наиболее приемлемый вариант строительства. Правда, при жестком контроле целевого использования указанных средств.

Хозспособ, как известно, выгоднее использовать на небольших объектах. Возведение крупных лучше поручать специализированным организациям. При этом качество и стоимость проектных и строительных работ должны обеспечиваться через тендеры, контролироваться государством. Это могут быть УКСы, инспекции стройнадзора, другие организации. 

НЕМАЛО проблем с приобретением сельхозтехники в лизинг. Экономические взаимоотношения здесь построены так, что они выгодны прежде всего производителям машин и оборудования. Промышленные предприятия получают деньги сразу и в полном объеме за передаваемые в лизинг машины. В то же время сельхозорганизации, с одной стороны, из-за отсутствия собственных источников для обновления машинно-тракторного парка вынуждены прибегать к лизингу, с другой — на его основе директивно получают технику, невзирая зачастую на потребность в ней, ее качество и конечную цену.

Из-за недостатка денег на ее ремонт и обслуживание, ненадлежащего качества отечественных машин бывают случаи, когда после одного-двух лет эксплуатации они приходят в негодность, требуют капитального ремонта. Тем не менее лизинговые платежи необходимо выплачивать. Кстати, в настоящее время кредиторская задолженность по ним превышает четверть всей кредиторской задолженности сельхозорганизаций системы Минсельхозпрода. 

Основная проблема лизинга сводится к тому, что сельхозпредприятия практически лишены права выбора. Приходится брать то, что дают. Взаимоотношения в системе лизинга и материально-технического обеспечения в целом необходимо поставить с головы на ноги. Главным здесь должен быть сельхозтоваропроизводитель. Ему видней, куда направлять выделяемые деньги — на приобретение новой техники в лизинг или на вторичном рынке либо на ремонт собственного трактора, комбайна, сеялки. 

Несовершенство взаимоотношений в сфере материально-технического обеспечения с преобладанием более дорогого подрядного способа строительства отрицательно сказывается на формировании производственно-технического потенциала хозяйствующих субъектов.

ОДИН из важнейших факторов, сдерживающих развитие агробизнеса, — дороговизна кредитов. При ущемляющей сельских товаропроизводителей ценовой политике они загоняли хозяйства в долговую яму. При этом далеко не в полной мере выполняет свою функцию господдержка села. В том числе и прямое бюджетное субсидирование. Только пятая его часть достается сельским товаропроизводителям, а около 40 процентов уходит на покрытие затрат для обслуживания кредитов.

В сложившихся условиях целесообразно продолжить практику льготного кредитования аграрной отрасли. Причем льготные кредиты следует направлять преимущественно в эффективно работающие предприятия и на реализацию высокорезультативных инвестиционных проектов. Что касается стабильно убыточных и неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, то к ним наиболее приемлем индивидуальный подход, вплоть до реализации имущества эффективным хозяйствам, кредиторам, организации на их базе крестьянских (фермерских) хозяйств.

Несмотря на льготные условия налогообложения, совокупные налоговые платежи по отношению к выручке в отрасли несколько выше, чем в Российской Федерации и Казахстане, основных наших партнеров по Евразийскому экономическому союзу. Но, пожалуй, главный недостаток налогообложения в сельском хозяйстве — оно не учитывает различия в плодородии почв. В результате усиливается их дифференциация по уровню экономического развития и эффективности. Только применение налога на землю с поправочным коэффициентом на балльность способно учесть различия в условиях хозяйствования сельских товаропроизводителей, что требует возврата к исчислению указанного налогового платежа.

ТЕПЕРЬ о взаимоотношениях сельхозорганизаций с предприятиями перерабатывающей промышленности. Не секрет, что по затратам на производство и получаемым доходам наблюдается обратная зависимость. В проигрыше, как правило, остаются производители сырья. По существу, переработчики определяют цены на сельхозпродукцию и сами же контролируют ее качество. Не трудно догадаться, кто в этой цепочке извлекает дивиденды.

Некоторые задаются вопросом: какую выгоду получают сельхозорганизации, которые полностью распоряжаются своей продукцией, — сами перерабатывают ее и реализуют, то есть имеют выход на конечный результат? Полагаю, комментарии здесь излишни, если сопоставить эффективность агрокомбинатов, действующих в сельской местности с полным циклом производства, переработки и фирменной торговлей, и обычных сельхозпроизводителей, поставляющих сырье.

В агрокомбинатах значительно выше эффективность производства, добавленная стоимость производимой продукции. Во многом это объясняется тем, что там единый организационно-производственный процесс. При такой организации производства исключены противоречия, конфликтные ситуации и недоразумения, которые зачастую имеют место между обособленными производством, переработкой и торговлей. В качестве примера эффективной работы можно привести агрокомбинаты «Снов» Несвижского, «Беловежский» Каменецкого, «Дзержинский» Дзержинского, «Юбилейный» Витебского, «Заря» Могилевского районов и другие. Практически у всех прослеживается тенденция повышения эффективности. Так, за 2015 год рентабельность продаж в агрокомбинате «Дзержинский» превысила среднереспубликанскую на 10,5 процентых пункта и достигла 10,8 процента. В агрокомбинате «Юбилейный» превышение составило 10,3 процентных пункта. 

Аналогичная ситуация и в холдинговых компаниях. Там успешно решаются проблемы максимального использования производственно-технического потенциала крупных ферм, комплексов и перерабатывающих производств (комбикормовых заводов, мясокомбинатов, заводов по переработке молока и других). Такое объединение позволяет сосредоточить инвестиции и перераспределять ресурсы внутри холдинга. В единой цепочке с замкнутым циклом «производство сырья — промышленная переработка — фирменная торговля» снижаются производственные затраты, повышается удельный вес продукции с высокой добавленной стоимостью. В конечном счете это обеспечивает безубыточную работу предприятий аграрной отрасли.

Из 14 действующих в 2015 году агропромышленных холдинговых объединений лидирующие позиции по выручке от реализации продукции удерживали «Гродномясомолпром», «Мясомолпром», Гомельская мясо-молочная компания. Наибольшая рентабельность продаж была у «Гомельоблхлебопродукта», концерна «Брестмясомолпром» и «Славянского Велеса».

Создание холдингов с выходом на полную самоокупаемость и самофинансирование необходимо рассматривать как важнейшее стратегическое направление аграрной политики. Однако подобный путь развития все же сопряжен с определенными трудностями. Они обусловлены ведомственной и региональной разобщенностью. Ее преодолеть — значит обеспечить устойчивое развитие всех сфер АПК, включая сырьевую отрасль. Ведь сельскому хозяйству всегда доставалась относительно меньшая часть доходов по сравнению с его партнерами.

ПРОБЛЕМ в АПК немало. Но наиболее узкое место — наличие убыточных, устойчиво неплатежеспособных сельхозорганизаций. Их количество увеличивается. Принятые меры по стабилизации направлены на сохранение сельхозпроизводства, создают условия для эффективного менеджмента, становления и развития агробизнеса на основе реформирования неплатежеспособных предприятий.

За последние годы снизился уровень мотивации труда сельских тружеников. Качественный состав трудовых ресурсов села неадекватен уровню накопленного производственно-технологического потенциала. Главные причины такой ситуации — низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве, отстранение работников от системы управления и получения доходов при преобразовании предприятий в хозяйственные общества. С одной стороны, это не способствует эффективному использованию ресурсов, с другой — усугубляет кадровые проблемы. Особенно в центральном звене АПК — сельском хозяйстве. В результате из-за высокой текучести кадров и небольшого выбора работников предприятиям часто приходится нанимать лиц, уволенных ранее за нарушение трудовой дисциплины.

Функционирующий в агропромышленном комплексе экономический механизм хозяйствования должен учитывать особенности сельского хозяйства и быть адекватным рыночному. Речь идет о таких его составляющих, как: 

— ценообразование на сельскохозяйственную продукцию. В ее основу должны быть положены свободные, а при необходимости и регулируемые государством цены с возможностью принятия самостоятельных решений субъектами хозяйствования по реализации продукции. Это будет способствовать формированию рыночной среды, позволит сбывать сельхозпродукцию по приемлемым для них ценам, активизировать переработчиков к снижению затрат;

— кредитование на условиях доступности ресурсов с учетом их окупаемости и специфики аграрного производства;

— налогообложение должно быть умеренным и не только выполнять фискальную функцию, но и обеспечивать благоприятные условия хозяйствования с учетом различий в качестве их земельных угодий;

— государственная поддержка сельского хозяйства, величина и направления которой должны соответствовать требованиям и нормам ВТО, обеспечивая преференциальное развитие отечественной аграрной отрасли.

Четкие и понятные для сельских товаропроизводителей так называемые правила игры — предпосылка для успешного ведения аграрного бизнеса. Устаревшие производственно-экономические отношения в АПК стали главным тормозом поступательного развития отрасли, повышения ее устойчивости, эффективности и конкурентоспособности. Только устранив противоречия (несоответствия), отечественный аграрный сектор можно вывести на эффективность, близкую к экономически развитым странам. Такие возможности у нас имеются, если в полной мере задействовать внутренний потенциал и преимущества крупного агропромышленного производства, что неоспоримо остается сильной стороной национального АПК.

(Продолжение следует)

Александр ШПАК,  доктор экономических наук,  профессор, директор Института системных исследований в АПК НАН Беларуси

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter