В кировской Хвойнице в тепле и уюте живут те, от кого отказались близкие

Внук поднял руку и лишил крыши

ОДНО дело человеку в возрасте пережить холода в городской квартире — в тепле да с комфортом, и совсем другое — в доме, где нужно и печь протопить, и воду принести, и снег расчистить. А что, если нет сил и здоровья? Нередко сельчане, которым от родных и близких помощи ждать не приходится, и сами понимают, что намного проще на зиму сменить «прописку» и переселиться в отделение круглосуточного пребывания деревни Хвойница. Правда, чаще всего многие потом там и остаются век доживать…

Заведующий отделением Анатолий РИШКЕВИЧ найдет время поговорить по душам.

73-летний Яков Бержанин смотрит, как бушует за окном метель. Вспоминает, что в его молодости бывали «завеи» покруче. Работал трактористом, мотался по Советскому Союзу, бывал в Казахстане, Сибири. Несколько последних лет Яков Яковлевич из своей деревни Костричи с приходом холодов перебирается сюда, в Хвойницкое отделение круглосуточного пребывания. Поясняет: там в хате он живет один, зимой не продержаться. Здесь же накормлен, обогрет, есть с кем вечерами о жизни поговорить, ведь почти все постояльцы — сельчане. Соседу Якова Яковлевича, Владимиру, 63, он из Добосны. Была у него жена, есть дочь, внуки, но все так повернулось, что близкие о нем забыли, не звонят и не навещают.

МАРИЯ Федоровна Лукьянова родом из деревни Мазуровка Кировского района. Еще в молодости, когда ее сестра умерла, на руках остались две маленькие племянницы и племянник. Всех на ноги подняла, а личную жизнь не устроила. Вот уже девять лет проживает в отделении круглосуточного пребывания. Весной-летом на участке разводит цветы, выращивает овощи, зимой коротает время за рукоделием. Держится Федоровна молодцом, но здоровье нередко подводит. Благо врачи рядом.

Медсестра Наталья ШПАКОВСКАЯ всегда готова помочь

У каждого из постояльцев Хвойницкого отделения круглосуточного пребывания своя история. Судьбы у всех проживающих разные, но «знаменатель» общий — одиночество… Инвалид второй группы Александр жил с отцом. А после того как случился инсульт, возникли семейные разногласия. Отец сказал, что за больным сыном смотреть не в силах, попросил, чтобы забрали. Иногда наведывается Александр в родную хату, но через несколько дней возвращается в Хвойницу…

Заведующий отделением Анатолий Ришкевич знакомит меня с условиями проживания хвойницких постояльцев (их возраст от 56 лет и до 90, шесть инвалидов первой и второй группы) и говорит, что они куда лучше, чем те, в которых приходилось до этого жить: пятиразовое питание, консультация медиков. Комнаты рассчитаны на 2—4 человек, в них тепло, чисто, телевизор. И это помимо общего в холле. Есть душ, прачечная. В свободное время — а его у пенсионеров хоть отбавляй — смотрят по телевизору сериалы, мастерят поделки. Шефы из Кировска, Бобруйска, учащиеся школ и гимназий дарят подарки, приезжают из православного прихода.

Директор Кировского районного центра социального обслуживания Ольга Мержий:

— Наши постояльцы — в основном те, кто оказался в трудной жизненной ситуации, имеет группу инвалидности. Но для некоторых отделение — настоящий шанс на спасение. Особенно когда деревня отдаленная, малонаселенная, а человек живет один, да и со здоровьем проблемы. Отделение на 25 коек. Раньше здание было детским садом, а потом детворы в деревне не стало, вот и переоборудовали его, сделали современный ремонт. В последнее время большой наплыв именно пожилых мужчин. Постояльцев привозят из Могилева, Круглого, Белыничского дома-интерната. Их обслуживают 4 медсестры, два повара, специалист по соцработе, завхоз, рабочая по стирке. В самой Хвойнице есть ФАП. Если нужна консультация узкого специалиста — отвозим в ЦРБ. Трижды в неделю приезжает автолавка.

Повар Марина САВЕЛЬЕВА: «А обед — по расписанию!»

На следующую зимовку человек может и не поехать. А если все же попросится, не откажут. Когда отделение переполнено, направляют в ближайшее. Переводят пенсию с пакетом документов, а потом люди могут обратно переехать жить.

Информацию о пожилых или инвалидах, которым нужна помощь, в районный центр социального обслуживания предоставляют медики, сотрудники РОЧС. Под особым контролем те, у кого серьезные проблемы со здоровьем либо условия проживания не соответствуют безопасности.

В день нашего приезда в Хвойницу привезли 64-летнюю жительницу деревни Боровица. Дом из-за неисправного печного оборудования нельзя отапливать, да и условия проживания в целом оставляют желать лучшего. Сельчанка пробудет здесь до того времени, пока его не отремонтируют. Конечно, за комфорт придется заплатить порядка 80—85 процентов пенсии. Но такая услуга может быть и краткосрочной. И ею, кстати, пользуются довольно активно. Бывает, дети на месяц-два устраивают своих родителей в отделение, чтобы решить свои дела. Некоторые постояльцы сами заключают договор о пребывании только на осень-зиму. В таком случае не надо заготавливать топливо, нанимать соцработника или думать, как выжить в стужу.

Перед нашим отъездом в Хвойницу доставили «новенькую» — 88-летнюю Александру Трофимовну. Машина «скорой помощи» ехала в Кировске на вызов и подобрала ее прямо на улице. Медики тут же сообщили в социальный центр. Оказалось, поднял руку на пожилую женщину ее же внук, с которым живет, она и ушла из дому. Причем, как выяснилось, повторялось такое неоднократно, но Александра Трофимовна никому не жаловалась. Пока находилась на лечении в больнице, соцработники ознакомились с условиями проживания пенсионерки. И пришли к выводу: оставлять ее одну — однозначный риск не только для здоровья, но и жизни.

К слову, в ближайшее время и в самом Кировске на базе общежития планируется открыть комнаты сезонного проживания на три койко-места для пожилых. Это два жителя Стайковского сельсовета и один из Кировска. Жилье будет комфортным, с санузлом и кухней в блоке. Такая форма обслуживания будет сезонной. Причем удобна не только для пенсионеров, но и для соцслужб — за всеми закрепят одного соцработника, проще оказывать медпомощь.

Korenevskaya@sb.by

Фото Павла ЧУЙКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter