Как в Беларуси обеспечивают информационную безопасность

Вербовщики душ

Откроешь интернет: там хакеры взломали сайты госорганов, тут обнародовали какую–то секретную информацию, а дальше — очередной информационный вброс... Преступлений против информбезопасности в мире все больше. Как быть? Ответы на некоторые актуальные вопросы удалось получить на недавней международной научно–практической конференции в Минске. Форум, организованный Комитетом госбезопасности и Институтом национальной безопасности Беларуси, был посвящен теме «Подготовка кадров для субъектов системы обеспечения национальной безопасности. История и современность».


Информация действительно превращается из абстрактного понятия в едва ли не самый ценный национальный актив. Ежегодный ущерб, скажем, предприятий Германии из–за промышленного шпионажа оценивается минимум в 20 млрд евро. Потенциал опасности куда выше. Соглашусь с аналитиками: на пике гонки ядерных вооружений мировой баланс обеспечивало  понимание возможности взаимного уничтожения, сегодня ту же роль выполняет кибероружие. Его сравнительно небольшая стоимость существенно расширила перечень стран, обладающих современными средствами кибератак, и в любой момент может привести к глобальной дестабилизации. По информации прошлого года, опубликованной в открытых источниках, около 60 стран разрабатывают средства компьютерного шпионажа, хакерских атак и наблюдения. В общей сложности 29 стран имеют специализированные военные киберподразделения, занимающиеся противодействием угрозам информбезопасности. 49 — покупают специальные хакерские программы. А 63 страны используют инструменты сплошного наблюдения — внутригосударственного и глобального.

В Беларуси также принимаются меры. В том числе в подготовке специалистов. Ведь в целом способность учебных заведений органов госбезопасности стран СНГ быстро и эффективно адаптировать образовательные методики — один из факторов, который позволяет вовремя реагировать на риски и угрозы. И потому весьма значимым видится очередной шаг — разработка совместных образовательных программ Антитеррористического центра СНГ и легендарной минской «школы чекистов» — Института нацбезопасности. По словам старшего инспектора по особым поручениям центра Марианны Кочубей, программы прежде всего нацелены на противодействие вербовкам студенческой молодежи в международные террористические организации. И касаются разработки универсального обеспечения безопасности всего пространства Содружества. Ведь как ни крути, а фактически государства Содружества находятся в эпицентре объявленной или не объявленной, однако информвойны. Навязанной извне: до 90 процентов электронных ресурсов, пропагандирующих терроризм и вербующих молодежь, «базируются» за пределами наших стран.

Проблема вербовки остро чувствуется, к примеру, в Казахстане, Таджикистане, Кыргызстане, Узбекистане, России... В Ставропольской медакадемии был создан студенческий джамаат. К длительным срокам уже осуждено несколько студентов, агитировавших в ИГ сокурсников. Эмиссары «Исламского государства» идут именно туда, где готовят будущих специалистов: террористам нужна не только «пехота», но и люди IT–профиля, медицины, промышленных производств. В Беларуси вербовку молодежи купировать удалось. Если и есть такие попытки, то они точечны и пресекаются на корню.

В центральноазиатских странах СНГ и сопредельных государствах на джихад готовят и детей. Даже создаются тренировочные лагеря «молодых львов», куда будущие боевики попадают в пятилетнем возрасте, чтобы потом отправиться «на фронт». Есть видео, где малыш лет шести ползет под колючей проволокой, уворачиваясь от пуль с криком «Аллах акбар!». Или где «дети–джихадисты» из Казахстана демонстрируют владение оружием и клянутся убить «всех неверных». Эксперты не раз видели и кадры, когда дети убивают пленных, режут им головы.

Для России все же более актуальны попытки заманить в экстремистские, террористические организации именно студентов. Насколько мастерски это делается, видно уже в соцсетях. Тут и любовь, и предсказания, и плечо якобы друга — «конфетка» на любой вкус. К экспертам даже попал журнал, где на 34 страницах изложена технология вербовок, рекомендуемая террористами ИГИЛ. Там тоже — психологические приемы, безотказно действующие на молодежь. Кстати, усилиями спецслужб, правоохранительных органов вербовать через соцсети в РФ за последний год стали заметно реже. Сейчас «черные идеологи» уходят в пиринговые сети, и эта проблема также уже обозначена в новых совместных учебных программах Антитеррористического центра СНГ и нашего Института нацбезопасности. Важно, что специалисты в целом создают именно комплексное противоядие.

gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия № 12 (25147). Четверг, 19 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter