Ветеран ВОВ Антон Дащинский из Борисовского района готовится праздновать свой 101-летний день рождения

Век и один год Антона Дащинского

Дом под номером один в деревне Рогатка Борисовского района ничем не примечателен: обычная сельская изба, каких тысячи. А вот хозяин его — человек заслуженный. Один из старейших жителей района, ветеран Великой Отечественной войны Антон Степанович Дащинский. Его жизнь в последнее время богата на юбилеи. В июле 2017–го он отпраздновал свое 100–летие, а в феврале нынешнего года вместе с супругой Ольгой Ивановной — благодатную свадьбу. Трепетно относится он еще к одному празднику — Дню освобождения Беларуси от немецко–фашистских захватчиков. Для него он не менее значим, ведь летом 1944–го в составе 3–й воздушной армии Антон Степанович участвовал в операции «Багратион». События боевой молодости ветеран помнит, будто все происходило вчера.

фото Инги Романовской

До войны Антон Степанович работал на Веселовском крахмальном заводе. Путь до предприятия из родной Рогатки был неблизким. Поэтому на заработанные деньги решил купить велосипед. И для этого 22 июня 1941–го приехал в Борисов. Здесь узнал, что Германия напала на Советский Союз. На следующий день вместе с другими односельчанами призывного возраста прибыл в военкомат, откуда был направлен в часть по обслуживанию аэродрома.

— Меня посадили в машину, которая везла две 500–килограммовые авиационные бомбы, — вспоминает ветеран. — По пути водитель остановился и ушел в лес. Я ждал, а он так и не вернулся. Что делать? Водить я не умел, да и куда ехать, точно не знал. Остановил проезжавшую мимо машину и с ней добрался до места. Наша часть стояла в лесу рядом с аэродромом. Налетела немецкая авиация и начала бомбить. Тогда многие погибли...

Враг быстро наступал, Красная Армия вынуждена была сдавать позицию за позицией. У молодого бойца и его сослуживцев один военный аэродром сменялся другим. Так дошли до станции Мятлево, что в Калужской области. Там собирались зимовать, настроили землянок. Здесь стрелок 234–го батальона авиационного обслуживания Антон Дащинский был переведен в санинструкторы — до войны проходил курсы при борисовской больнице — и направлен на передовую. В кровопролитном Смоленском сражении в августе 1941 года он вынес вместе с оружием с поля боя более сорока человек, но сам был контужен, когда присел отдохнуть под березу:

— В ствол дерева ударила мина. Взрывной волной сорвало все, что было за плечами — и вещмешок, и сумку, и противогаз, остался в одной гимнастерке. Осколок попал в голову. Придя в себя, сам перевязал рану: помощи ждать было неоткуда. Вдруг выезжает танк. Думал, немецкий, но оказалось — наш. Танкисты довезли меня до дороги и подсказали, как добраться до санчасти. Там я обнаружил, что от котелка у меня осталась только дужка на поясе.

Два месяца реабилитации в госпитале в Коломне. Из–за ранения Антон Степанович частично потерял зрение, видел только одну строчку из двух, но все равно вернулся на фронт. Попал в 274–й батальон авиационного обслуживания, который на тот момент базировался под Рязанью. Прошел подготовку на химика и стал командиром спецмашины по заправке авиабомб. В этом воинском подразделении прослужил до конца войны. Участвовал в боях под Москвой, за что награжден медалью «За оборону Москвы», в Смоленской наступательной операции, в составе 3–й воздушной армии освобождал Беларусь и Прибалтику:

— Прибыли на аэродром в Полоцк. Но там мало побыли. Немца быстро погнали. С Полоцка — на Лепель, а затем дальше на Литву — в Шяуляй. Особенно сильные бои были за Митаву (Елгаву). После того как танки Баграмяна встретили большое сопротивление противника, был отдан приказ авиации. Много тогда немецкой техники побили. Победа же меня застала в Паневежисе, там еще год прослужил после окончания войны.

Ольга Ивановна и Антон Степанович Дащинские

За образцовое выполнение боевых заданий, доблесть и мужество был награжден медалью «За боевые заслуги». Вот как о ветеране сказано в наградном листе: «Прибыв в конце октября 1941 года в 274–й батальон аэродромного обслуживания, проявил себя как очень дисциплинированный, предприимчивый и энергичный боец. Четко выполняя все задания командования, он проявил немало инициативы в деле обеспечения боевой авиации всеми необходимыми химическими средствами. В период июнь–июль 1942 года тов. Дащинский произвел в составе хим. отделения на аэродроме Спас–Загорье первую опытную зарядку зажигательных авиабомб П–100 смесью КС в количестве 600 штук для бомбардировочной авиации».

Среди наград Антона Степановича также медаль «За победу над Германией» и орден Отечественной войны II степени.

Таким же инициативным и ответственным остался Антон Степанович и в мирной жизни. После демобилизации в 1946 году вернулся в родную деревню. Пошел трудиться в местный колхоз имени Чкалова, вспоминает ветеран:

— В основном я по строительству работал. После войны, сами понимаете, — разруха. Строили дома, сараи, коровники, конюшни. Когда же в хозяйстве появился первый комбайн «Сталинец», его дали мне. Я специально выучился на комбайнера. Правда, долго работать на нем не смог, сказались проблемы со здоровьем после ранения. Но благодаря этому у меня появился большой интерес к технике. Сам даже мотор для лодки собрал и мини–трактор.

Руководители колхоза, среди которых был и Герой Социалистического Труда Александр Кожемякин, ценили такого работника и во всем доверяли ему. Когда не смог работать на комбайне, поставили начальником пожарно–сторожевой охраны. Тут тоже нашлось куда приложить силы: оборудовал гараж для пожарной машины.

Кстати, трудолюбивого молодого человека еще раньше заприметила будущая теща, когда он отстраивал ей дом в соседней деревне Лисино. Без обиняков предложила взять в жены ее восемнадцатилетнюю дочь Ольгу. И вот уже более семидесяти лет они вместе. Воспитали четверых сыновей, имеют шесть внуков и девять правнуков.

На селе всегда работы хватает. Раньше супруги держали большое хозяйство. Первую корову Антон Степанович приобрел еще до женитьбы. Сейчас из живности остались только куры. В доме у ветерана идеальный порядок, огород засажен. Конечно, большую помощь оказывают дети, особенно сын Александр, который сам уже пенсионер. Вместе с женой он регулярно навещает родителей, во всем поддерживая их.

Дом, в котором собирается эта большая семья, также построен руками Антона Степановича. Все делал один, только с крышей помогли. Перешагнув столетний рубеж, он по–прежнему на своих ногах, только зрение и слух подводят, но это, как считает, последствия ранения в голову. С охотой делится секретом долголетия:

— Я никогда не злоупотреблял алкоголем, давно бросил курить. Ем только натуральные продукты, в основном овощи. В свое время увлекся народной медициной, которая хорошо поддержала мое здоровье. Никогда не сидел без дела, что–то мастерил, придумывал. А еще люблю порыбачить в тишине.

Инга РОМАНОВСКАЯ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter