Валютный счет

О валютных кредитах

Валютный кредит для физических лиц — это хорошо или плохо? Похоже, однозначного ответа не знают даже крупные специалисты. То Нацбанк констатирует, что вероятность отмены введенного около трех лет назад запрета на кредитование даже не рассматривается. То Правительство предлагает ему все же подумать над этим вопросом. И уже сам по себе оттенок полемичности здесь несколько настораживает. Ведь проявляется он в заочном диалоге двух важнейших институтов, которые в деле регулирования экономики, денежной сферы априори должны идти рука об руку. В сложившейся практике наиболее значительные решения они принимают именно совместными постановлениями.


Признаюсь, лично я как потребитель получить в долг валюту под разумный процент был бы рад. Слишком уж кусаются рублевые ставки. Одолженная СКВ помогла бы реализовать некоторые житейские замыслы. Однако острой необходимости нет, поэтому о развитии ситуации размышляю довольно спокойно. Чего явно не скажешь о тех, кто мечтает обзавестись собственным жильем. Поэтому к гадалке не ходи: кредиты в валюте под 15 и даже 20 процентов годовых, как уже было относительно недавно, шли бы нарасхват.


Сторонники их разрешения говорят о необходимости стимулировать жилищное строительство. Слишком уж напряженные на этот счет задания при ограниченных ресурсах. Цель благая. Но стоит ли она резкого всплеска спроса на СКВ на внутреннем рынке? Особенно если учесть, что Нацбанк отказался от жесткого прогнозирования курсовой ситуации и цена денег формируется по–рыночному на основе спроса и предложения. А спрос здесь, очевидно, сразу подскочит. Сначала со стороны банков, в которые потянутся граждане заключать договоры. Для удовлетворения их заявок придется искать дополнительные ресурсы в СКВ. Отсюда открывается прямая дорога на биржу. А будет ли адекватно расти поступающая туда валютная выручка предприятий от экспорта? Большой вопрос. А через пару–тройку месяцев лед тронется на наличном рынке. Когда счастливые обладатели кредитов потянутся в обменники за иностранными деньгами на погашение займов. Как–то невесело получается...


Впрочем, некоторые специалисты успокаивают: живой валюты, мол, не потребуется. Да, договор будет заключаться с привязкой к СКВ, но получит заемщик белорусские рубли. Да и то не на руки, а целевым платежом строителям. И рассчитываться с банком в валюте нужды не будет. Принес рубли, там по бумагам провели обменную операцию и зачислили в счет погашения СКВ. Вроде все логично и безопасно. Но, увы, после долгих бесед с разными авторитетными экономистами беспокойство меня не оставило. Ведь что получится в этом случае? С учетом серьезных прогнозных объемов жилищного строительства резко пойдет в рост спрос на рубли. А где быстро взять рубли, уравновешенные золотовалютными резервами? Задачка еще та. И решать ее имеет смысл уже сейчас. Иначе, оказавшись перед фактом необходимости работы по новой схеме, останется лишь один вариант — эмиссионный. И тогда мы получим не что иное, как завуалированное рублевое кредитование по низким ставкам. Чем это чревато — в очередной раз прошли совсем недавно.


А куда пойдет эта заемная масса то ли валюты, то ли рублей? Некоторые экономисты все еще отстаивают мысль, что жилищное строительство — локомотив экономики. Построил человек квартиру — станет ее отделывать, обустраивать, меблировать. И в массовом порядке процесс тянет за собой развитие многих смежных отраслей. Схема не лишена логики. Она работает. Но в замкнутых системах. Например, в СССР, когда, получив квартиру, счастливый новосел становился в очередь на «Рубины» и «Горизонты», ковры и мебельные «стенки» местного производства. Потому как даже югославскую могли себе позволить единицы с очень большими связями. А что сейчас?


В задумчивости я обошел собственную квартиру. Во всей отделке белорусского только кераминовские сантехника и плитка. Да услуги наших мебельщиков и строителей. Потому как даже шкафы собраны из импортных ДСП и МДФ. Наша деревообработка еще не модернизирована до такой степени, чтобы полностью вытеснить этот завозной материал. О фурнитуре, шторах, обоях, мебельных тканях я уже не говорю. Да что там... Шпатлевка, штукатурка, силиконовый герметик, фуга, краны и смесители, розетки и выключатели — все не наше. И ведь не от барства. Погуляйте по строительному рынку. Найдете адекватную замену белорусского производства? И рынок бытовой техники настолько перенасыщен и разнообразен, что своими, признаю, хорошими, холодильниками, стиральными машинами, микроволновками, телевизорами, чайниками и пылесосами можно держать лишь какую–то его часть, но, увы, не весь. Не слишком ли дорогая цена для валютного кредитования или его рублевой формы — стимулирование потребительского импорта с закономерным оттоком валюты из страны?


Да... Непростая дилемма. Похоже, поэтому и Нацбанк пока сдержан в комментариях. Его позиция лаконично, но емко озвучена устами начальника управления информации и общественных связей Александра Тимошенко: «Решение о возобновлении либо невозобновлении валютного кредитования может быть принято только Правлением Национального банка на основе глубокого анализа всех плюсов и минусов, возможных экономических последствий подобного шага».


Как говорится, семь раз отмерь...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter